Андрей Смирнов
Время чтения: ~21 мин.
Просмотров: 74

Куда сдать отработанное моторное масло (очистка, утилизация отработанного моторного масла)

Утилизация автомобильного масла

В отработанном моторном масле содержатся продукты окисления, которые образуют осадок и мешают маслу выполнять свою смазочную функцию. Сливать его на землю, в водоемы, мусорный бак и канализацию нельзя. Выброшенное в природу, масло из двигателя отравляет почву и воду, убивает животных, птиц и рыб, и очень долго разлагается. Его причисляют к опасным отходам.

Факт: 1 литр машинного масла превращает 1 миллион литров питьевой воды в техническую.

Что делают с ГСМ на заводах по переработке?

Переработка отработанного масла проходит в четыре этапа:

  1. Очистка от механических частиц. Для этого сырье отстаивается в течение нескольких дней и переливается, а затем пропускается через фильтр. Второй способ очистки – сепарация, в процессе которой сырье подвергается центрифугированию.
  2. Выпаривание и перегонка. С помощью выпаривания удаляется вода и другие легко закипающие примеси.
  3. Физико-химическая очистка. Применяется адсорбция (пропускание сырья через твердые пористые материалы, в которых оседают примеси), коагуляция (воздействие веществами-коагулянтами, током, а также перемешивание, охлаждение или нагрев), селективное растворение (добавление растворителей) и термовакуумная сушка.
  4. Химическая очистка. Производится с помощью кислот (обычно серной) и щелочей.
  5. Фильтрация с помощью мембран.

Таким способом производятся базовые масла, из которых получают гидравлические, трансмиссионные масла, смазочно-охлаждающие жидкости и дизельное топливо (соляру). Наиболее выгодна переработка масла в дизельное топливо, используемое в двигателях железнодорожного транспорта, грузовых автомобилей, кораблей, военной и сельскохозяйственной техники, а также в дизельных генераторах. Соляра применяется для отопления в специальных дизельных котельных.

Утилизация автомобильного масла

Отработку невозможно использовать повторно: она плохо смазывает детали из-за наличия осадка, образующегося во время ее эксплуатации. Сливать ее куда-либо опасно из-за токсичности. Масло долго будет разлагаться, убивая животных и попадая в питьевую воду и продукты питания.

Отработку очищают следующим способом:

  • Очищают от осадка и примесей путем отстаивания и фильтрования или сепарации в центрифуге.
  • Выпаривают и перегоняют, тем самым убирая ненужную жидкость.
  • пропускают отходы через вещества для избавления от примесей, уменьшают в объеме при помощи тока, химикатов, низких или высоких температур; добавляют растворители, сушат
  • Очищают масло химическим способом при помощи кислот и щелочей.
  • Фильтруют на специальных мембранах.

В результате из отработанного масла получаются новые продукты – базовые смазочные масла, из которых в дальнейшем будут производить новое топливо, жидкости для смазывания и охлаждения поверхностей. Также, обязательно необходимо утилизировать бутылки, канистры и прочие тары, в которых производились транспортировка и хранение масла.

Опасность для экологии

Моторное масло примерно на 70-80% состоит из минеральных или синтетических базовых масел. Первые представляют собой смесь углеводородных соединений, получаемых путем перегонки природной сырой нефти. Вторые содержат эфиры спиртов и разные органические кислоты.

Для улучшения смазочной способности при разных температурах и для других целей добавляют специальные химические составы — присадки: детергенты, модификаторы, антиокислители, антикоры.

Все эти вещества опасны для экологии, поэтому отработка машинного масла подлежит специальной утилизации, и ее нельзя выливать на землю или в канализацию. В природе она почти не разлагается и оказывает токсическое действие на живые организмы. Всего одной капли этой ядовитой жидкости достаточно, чтобы отравить 600-1000 л воды. Попадая в водоемы, она образует на поверхности жирную пленку, препятствующую проникновению кислорода.

В России такие отходы относят к третьему классу опасности. В ФККО им присвоен код 5410020102033. За нарушение правил утилизации отработок предусмотрена административная ответственность. Соответствующую статью под номером 8.2 содержит Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Плюсы и минусы масла для обработки дерева

Без специальной обработки дерево не служит долго, влага становится причиной появления плесени и гнили, снижения прочности и ухудшения внешнего вида. Обработка древесины смазывающей жидкостью характеризуется следующими плюсами:

  1. Убивает плесень, защищает структуру от нападения вредителей. За счет этого она становится намного прочнее и служит дольше. Для увеличения срока службы деревянных несущих построек, их зачастую пропитывают именно отработанным маслом.
  2. Отработанным маслом дерево покрывают для исключения вероятности попадания влаги в структуру. Именно поэтому после обработки можно снизить вероятность появления гнили.
  3. Покупать отработку в большинстве случаев не нужно, так как многие автовладельцы просто выбрасывают ее. Не подойдет отработанное масло, разбавленное топливом или водой.
  4. Обеспечивается защита дерева не только от гниения, но и останавливает разрушение поврежденных участков.
  5. Плюсами считают возможность длительного хранения и нанесения без применения специальных инструментов.

Обработать древесину подобным образом можно самостоятельно. Однако, при выборе машинного масла нужно учесть несколько недостатков:

  1. «Отработка» предотвращает гниение, но при этом сильно портит внешний вид изделия. Густая консистенция долго впитывается в структуру, пачкает при соприкосновении с ней. Решить некоторые проблемы можно, для чего используемое отработанное масло немного подогревается.
  2. В составе распространенной синтетической группы смазывающих веществ есть много ядовитых и канцерогенных элементов. Испаряясь они могут негативно отразиться на здоровье человека. При этом остается стойкий неприятный запах. Поэтому подобный метод обработки не используется для обработки жилых или отапливаемых помещений.
  3. Древесина, на поверхность которой было нанесено смазывающее вещество, не поддается дальнейшей обработке, нет возможности нанести краску из-за снижения степени адгезии. Подобная работа зачастую является финишным этапом.
  4. Виды и способы получения существенно отличаются, минеральные практически не имеют резкого запаха, но сегодня применяются намного реже.
  5. Нельзя сохранить цвет и текстуру. Поэтому не используют для покрытия деревянных декоративных элементов. Восстановить поверхность, обработанную отработанным машинным маслом, уже невозможно. Отработанное масло проникает глубоко в структуру, изменяя основные качества.

Однозначного ответа на вопрос, стоит ли использовать «отработку» для защиты природного материала, нет. Не рекомендуется использовать смазку от тяжелой техники или трансмиссионное, так как концентрация вредных веществ и ядов в них очень высокая.Некоторые плюсы и минусы нужно учитывать с особенностями конкретной детали или поверхности, которые будут подвергать обработке.

Утилизация отработанного масла

В случае замены масла в трансформаторе, необходимо закупить свежий нефтепродукт и залить его взамен отработанного. Кроме того, возникает необходимость куда-то деть отработанное масло. На практике для его утилизации могут использоваться физико-химические, термические или биологические методы. В свою очередь, физико-химический подход реализуется за счет применения фильтрации, сорбции, коагуляции, сепарирования, экстракции как по отдельности, так и в различных комбинациях.

По завершении жизненного цикла масло нужно собрать, после чего оно может быть утилизировано или же при определенной обработке использовано повторно. По существующим оценкам, в мире ежегодно отправляется на утилизацию около 1,5 млрд.л. отработанного масла. Утилизированный продукт может использоваться для тех же целей, что и исходный, но в некоторых случаях отрасль применения отличается кардинально. В качестве примера можно привести моторное масло: после регенерации его могут продавать в автомобильных магазинах, а могут использовать в качестве переработанного топочного мазута. Жидкости, предназначенные для прокатки алюминия, восстанавливаются непосредственно в местах эксплуатации и тут же используются повторно.

Утилизации отработанного масла можно достичь следующими способами:

1) восстановление на месте использования. В этом случае загрязняющие примеси удаляются из нефтепродукта, и он может использоваться повторно. Такой подход не позволяет восстановить свойства масла полностью, но срок его годности продляет.

2) отправка на нефтеперерабатывающий завод. Там отработанные масла могут выступать или в качестве исходного сырья, или же как коксовики при производстве бензина и кокса.

3) регенерация. Под этим процессом понимают обработку масла, удаление из него загрязнений с целью повторного использования. Теоретически регенерация может продлить срок годности масляного ресурса до бесконечности. Такое решение можно считать наиболее предпочтительным, поскольку регенерация завершает цикл переработки путем повторного использования масла для получения того же продукта. Это позволяет экономить энергетические ресурсы и природное масло.

4) переработка и сжигание для получения тепла. В этом случае из масла удаляют воду и примеси до такой степени, чтобы его можно было сжигать в качестве топлива. Этот способ  менее предпочтителен, поскольку отработка используется только один раз.

Целесообразность утилизации подтверждается следующими фактами:

1) регенерация менее энергозатратна. Применение регенерационных технологий требует наличия только третьей части энергии от той, что используется при переработке серой нефти в смазочное масло.

2)  для получения 1 л свежего масла необходимо использовать 67,2 л сырой нефти. В то время как отработанного масла для тех же целей нужно затратить 1,6 л.

Утилизация моторного масла

Отработанное масло относится к опасным отходам. Оно может нанести значительную угрозу здоровью людей и природе, попадая в почву, поверхностные и грунтовые воды.

Причем эта жидкость даже опаснее нефти, из которой произведена, так как в ее состав входят различные присадки, а в процессе эксплуатации образуются разного рода примеси и загрязнители.

Использованное масло нерастворимо, оно химически устойчиво, в нем могут присутствовать токсические соединения и тяжелые металлы. Естественным образом оно разлагается довольно долго.

Законодательными актами в России сбор и переработка отработанного масла, как опасного отхода, в принципе, регулируется. Запрещено его захоронение в воде и земле, а также сжигание без проведения удаления имеющихся в составе присадок.

Специализированными организациями, имеющими лицензию на подобного рода деятельность, осуществляется сбор м утилизация отработанного масла. Однако, несмотря на принимаемые меры, часть его просто сливается в канализацию, землю или водоемы, загрязняя среду нашего обитания.

Низкая эффективность мер, направленных на улучшение положения дел в области утилизации моторного масла объясняется несколькими причинами:

  • отсутствием достаточной ответственности собственников отработанных материалов и заинтересованности в их переработке;
  • плохо налаженным учетом отработки;
  • отсутствием координации участников рынка;
  • высокой стоимостью инфраструктуры, необходимой для сбора и утилизации;
  • недостаточно развитой экологической культурой наших граждан.

Лишь небольшой процент (не более 20%) отслужившего свой срок продукта в нашей стране поступает на переработку.

Примечание. В Северной Америке и Западной Европе осуществляется регулирование сбора и переработки отработанных нефтепродуктов на законодательном уровне.

Например, в развитых европейских странах регенерируется до 90% отработанных нефтепродуктов, что обеспечивается развитой инфраструктурой.

Однако предпринимаемые государством меры по решению проблемы позволяют надеяться, что уже в ближайшем будущем и в нашем государстве будет разработана работающая бизнес-схема переработки использованного продукта.

Сегодня существует несколько способов повторного использования отработанного масла. Например, обезвоживание или термокрекинг. Одним из наиболее предпочтительных по экономическим и экологическим соображениям является его регенерация, обеспечивающая частичное или полное восстановление качественных показателей вторичного сырья.

Технологии переработки и утилизации

Во время эксплуатация в масло попадают пыль, микрочастицы металла, топливо, продукты разложения. Некоторые из них перед очищением можно отделить путем отстаивания. Для этого масло определенное время хранят в специальных контейнерах. Тяжелые инородные примеси (например, частицы металлов) опускаются вниз и откладываются на дне емкости.

Последующая механическая очистка осуществляет путем центрифугирования или фильтрования. Удаляются жидкие и твердые примеси, удается восстановить часть эксплуатационных свойств. Масло используется повторно, но уже не для двигателей, а для менее значимых устройств: редукторов пониженной скорости и т. д.

При регенерации жидкость:

  • очищают от твердых частиц,
  • обезвоживают,
  • удаляют топливные фракции и продукты изменения углеводородов,
  • вводят лигирующие присадки.

Регенерированное масло по качеству почти такое же, как свежее, и готово к повторному использованию.

Слили, заменили и что дальше?

В процессе эксплуатации моторных масел в них накапливаются продукты окисления. Это асфальтосмолистые соединения, нагар, лаковые отложения и др. Чтобы предотвратить выпадение осадка этих вредных соединений, в масло вносят моюще-диспергирующие присадки, которые удерживают продукты окисления в коллоидном (взвешенном) состоянии.

Значительное снижение эксплуатационных характеристик моторных масел наступает, когда присадки вырабатывают ресурс. В этот период продукты окисления начинают выпадать в осадок, тем самым вызывая усиленный износ двигателя. Такое состояние моторного масла свидетельствует о необходимости срочно его заменить.

Моторное ОМ относится к категории опасных отходов, является источником загрязнения окружающей среды. Его нельзя сливать в мусорные баки, канализацию или на землю. Из-за присущей вязкости такое масло прилипает ко всему, от песка до оперения птиц. Отработанные масла не растворимы, химически устойчивы и могут содержать токсические химические соединения и тяжелые металлы. В естественных условиях масло разлагается в течение длительного времени. Представьте, что всего 1 л моторного масла может превратить 1 000 000 л питьевой воды в техническую.

Для основного состава транспортных предприятий тема утилизации ОМ – одна из самых злободневных. Организация и содержание пунктов сбора ОМ, хранение, транспортировка, переработка – все это требует финансовых затрат. В реальности незначительную часть ОМ сжигают, а бо’льшую часть все-таки сливают либо на почву, либо в водоемы и канализацию.

А ведь бережно собранное ОМ, без внесения в него дополнительных загрязнений в виде почвенной и воздушной пыли, воды, топлива, моющих жидкостей и жидкостей не нефтяного происхождения, можно использовать после очистки и восстановления в среднефорсированных двигателях внутреннего сгорания при умеренных нагрузках, в гидравлических системах машин, в коробках передач и трансмиссиях тракторов и автомобилей при умеренных нагрузках, в ходовой части гусеничных тракторов, а также при консервации техники. Современные технологии позволяют получать такой объем смазочного масла из 1 л ОМ, для получения которого при прямом производстве тратится 42 л сырой нефти.

Процесс восстановления отработанного моторного масла в современном понимании включает удаление из него коллоидных веществ, кислот, битумных отложений, механических частиц и химического осадка, удаление газов, водного конденсата, придание восстановленному продукту цвета и запаха оригинала. Однако из существующих и реализованных в настоящее время промышленных процессов восстановления ОМ трудно выделить предпочтительные, все они не лишены как преимуществ, так и изъянов

В каждом конкретном случае при выборе предлагаемой технологии вторичной переработки ОМ необходимо исходить из анализа работы уже действующих прототипов и очень осторожно браться за внедрение новых предложений

Как отстирать масляное пятно с джинсовой ткани

Надо отметить, что джинсы страдают от автомобильного масла чаще другой одежды. Каждый второй мужчина носит джинсы, да и женщины в том смысле не отстают. В них удобно ездить в машине, поэтому не мудрено однажды посадить пятно на самом видном месте.

  • Для обработки потребуется щётка, так как джинсовая ткань отличается плотностью.
  • Возьмите растворитель и смочите им пятно, вторым слоем нанесите стиральный порошок, и третьим слоем – воду.
  • Далее начинайте чистить щёткой ткань и прилагайте к этому усилия.
  • Вы увидите, как маслянистое пятно постепенно исчезает. Далее следует обязательная стирка и тщательное полоскание.

Очистка — отработанное масло

Очистка отработанного масла производится посредством отстаивания в баке.

Очистка отработанных масел жидким стеклом в качестве коагулятора в свое время у нас широко использовалась. В настоящее время этот метод только частично применяется при подготовке отработанных масел некоторых марок к очистке, так как он во многом уступает более доступному и дешевому адсорбционному методу.

Очистка отработанных масел щелочью производится лишь в комбинации с другими реагентами, например после обработки масла серной кислотой или перед очисткой его отбеливающими землями.

Очистка отработанного масла производится посредством отстаивания в баке.

Очистка отработанных масел от загрязнений осуществляется путем обработки их 5 — 10 % — ным растворами СПЛ окисей этилена и пропилена на основе этилендиамина при нагревании с последующим отделением шлама.

Степень очистки отработанного масла от механических примесей и воды при центрифугировании тем лучше, чем больше центробежные силы, действующие на удаляемые из масла примеси, чем меньше вязкость масла и чем больше время пребывания его в зоне действия центробежных сил. В связи с этим рекомендуется масло, подвергаемое центрифугированию, подогревать до 70 С.

Условия очистки отработанных масел серной кислотой практически мало отличаются от очистки масляных полупродуктов на нефтеперерабатывающих заводах ( см. гл. Применяется этот метод для очистки отработанных моторных масел, в том числе и масел с присадками.

Способ очистки отработанных масел от загрязнений заключается в том, что масла смешиваются с 5 — 10 % — ным бензиновым раствором блоксополимера окисей этилена и пропилена на основе этилендиамина, и смесь нагревается до температуры 100 — 150 С при давлении 0.3 — 1.0 МПа, образовавшийся шлам отделяется. Способ позволяет очищать отработанные масла на 100 % от воды и на 85 — 87 % от механических примесей при сокращении времени более чем в 10 раз.

При очистке отработанных масел в поле центробежных сил в большинстве случаев применяют центрифуги и в редких случаях гидроциклоны. Сущность процесса очистки в гидроциклоне с учетом его достоинств и недостатков известна.

Химические методы очистки отработанных масел основаны на химическом взаимодействие содержащихся в масле примесей и вводимых реагентов. В результате химической реакции образуются соединения, которые могут быть легко удалены из масла.

В практике очистки отработанных масел часто приходится иметь дело с такими механическими примесями, которые не удерживаются всеми описанными фильтрующими материалами. Это относится к отработанному маслу из выключателей, содержащему углистые, близкие к коллоидальным вещества.

Адсорбционный метод очистки отработанных масел принципиально не отличается от метода, описанного в гл. Напомним, что он позволяет удалять из масел асфальто-смолистые вещества, кислые соединения, сернистые и др. Отработанные масла можно очищать адсорбентами контактной обработкой и перколяцией.

В процессе очистки отработанных масел отбеливающие земли удаляют из масла смолистые, асфальтовые вещества ( асфальтены), карбены, карбоиды, нафтеновые кислоты и другие примеси.

Интенсификация процесса очистки отработанных масел от механических примесей и воды достигается, кроме того, возможностью регулирования частоты высокого напряжения, оптимальным межэлектродным расстоянием ( 5 — 7 мм), а также регулированием уровня входного отверстия сливного патрубка. Не исключается также и такое предположение, что под действием разряда тока высокого напряжения и частоты происходят процессы электроионизации, приводящие к некоторой стабилизации вязкостных характеристик, а также к уменьшению количества непредельных соединений.

В практике очистки отработанных масел часто встречаются примеси, которые не задерживаются всеми описанными фильтрующими материалами, например в маслах из масляных выключателей, содержащих тонкодисперсные углисто-сажистые частицы, близкие по размеру к коллоидным частицам. Проходят также через поры фильтрующих перегородок, не задерживаясь ими, алюми — ч ниевая и другие пудры, попадающие в масло при эрозионной обработке металлов на специальных стайках.

Прямое использование отработки

В каком бы состоянии не было масло, оно является нефтепродуктом, базовые свойства которого никуда не деваются. Как минимум, это горючий материал.

Использование в качестве топлива

Существует множество промышленных и самодельных печей, работающих на отработке. В принципе, ничего нового тут нет: мазутные котельные изобретены более ста лет назад, и успешно работают по сегодняшний день.

Переработка отработанного масла не требуется: это тот же мазут, только более жидкий. Достаточно немного разогреть состав, и подать его в зону горения с небольшим давлением. Именно по такому принципу работают форсунки с отработкой.
Разумеется, такой агрегат требует определенных настроек, как минимум, под различную плотность отработанного моторного масла. Однако минимальная стоимость топлива сводит на нет все недостатки технологии.

Водоотталкивающая пропитка

Любой нефтепродукт не вступает во взаимодействие с водой. Соответственно, смазочные материалы защищают от коррозии и окисления. А почему не использовать эти свойства в деревянных конструкциях?

Это еще один вариант, куда деть отработанное масло. Составом пропитывают шпалы на железной дороге, деревянные фундаменты, сваи, опоры электропередач.

Разумеется, экологичность такого способа вызывает сомнения. Но если выполнять работы по технологии, и не применять пропитку бесконтрольно, это не противоречит строительным нормам и правилам.

Пропитка деревянных изделий отработкой защищает не только от влаги. Внутри дерева создается «мертвая» среда, в которой не поселится жук короед или гнилостные бактерии. Вот вам и дополнительный бонус. 
Также отработка добавляется в гудрон, делая его менее вязким. Плюс – снижение себестоимости продукта. Обмазка наносится на поверхности, которые необходимо защитить снаружи от воздействия влаги.

Важно: Смесь отработки с гудроном для пропитки не применяется, только для наружной обработки.

Кроме того, разбавленный гудрон является товаром, он пользуется спросом у строительных бригад.

Такой гудрон применяется еще и при производстве асфальтобетонной смеси при строительстве новых дорог.

Что делают с отработанным маслом?

Представьте себе СТО средней проходимости, или пост по замене масла при автомагазине. Проходимость – минимум 10 машин: это 30-50 литров отработки в день. Куда она девается?

Интересный факт
В начале 90-х годов, когда импортные автомобили (пусть и б/у) заполонили российские дороги, владельцы старались заливать в них импортные масла, которые уже можно было купить (правда, в 2-3 раза дороже отечественных аналогов). Так вот, с утилизацией отработанных масел тогда проблем не возникало. У ворот СТО всегда «дежурили» владельцы «Жигулей» и «Москвичей», которые за символическую сумму покупали слитое из иномарки масло, и с удовольствием заливали его в свои старенькие моторы.

Сегодня, уважающие себя водители, «объедки» с иномарок не используют, поэтому прием отработанного масла организован в промышленных масштабах.

Сервисные центры заключают договор с профильными предприятиями, и проблема, куда сдать отработанное масло, ложится на плечи заготовителей.

Чаще всего, подобные организации располагают собственным парком автоцистерн, и самостоятельно забирают отработку по мере ее накопления у клиента.

Далее, пункты приема используют полученный материал для получения коммерческой прибыли.

Утилизация отработанного масла

На данный момент современные технологии позволяют не утилизировать, но перерабатывать отработанные моторные масла. Они используются повторно по прямому назначению. Например, в качестве базового сырья для изготовления различных смазок.

«Экология 24» имеет как все необходимые разрешения для проведения такого типа работ, так и оборудование, которое позволяет производить утилизацию отработанного масла безопасно для окружающей среды путем отстаивания, центрифугирования или использования запатентованных абсорбирующих веществ.

Покупка отработанного моторного масла

Цены, по которым компания «Экология 24» готова купить отработанное масло у своих клиентов для дальнейшей утилизации, зависят от степени загрязненности (класса опасности, который определяет специалист) и объемов предполагаемой покупки. В любом случае сотрудничество с нашей компанией — это выгодно, так как:

  • Сбор и вывоз отработанного масла мы производим самостоятельно. Наши специалисты оценят степень загрязнения и опасности отходов (определят класс опасности), осуществят их сбор и вывоз на современном транспорте, позволяющем перевозить отходы с соблюдением всех требований безопасности;
  • Компания ориентирована на длительное сотрудничество со своими клиентами. Предлагает комплекс набора услуг в соответствии с их текущими нуждами;
  • Мы предлагаем выгодные цены и готовы купить различные объемы масла;
  • Опытные сотрудники нашей компании быстро обрабатывают заказы и оказывают профессиональную помощь на этапе консультирования, заключения договора и последующего предоставления услуг по приему отработки масла.

«Экология 24» — покупаем отработанное масло, защищаем природу, предлагаем выгоду.

Куда девать отработанное моторное масло?

В цивилизованных странах налажен массовый сбор отслужившего свой срок масла в специальные резервуары. В России для простого владельца автомобиля это остается большой проблемой. Ведь не у всех поднимется рука сливать масло на грунт, на проезжую часть или в водоем. Вот и хранятся канистры с отработкой масла годами в гаражах, занимая место и повышая пожароопасность. А то и подросток, узнав, что папе это не нужно, может придумать для масла оригинальное применение.

В последне десятилетие появились фирмы, покупающие это сырье для переработки. Цена отработанного масла составляет в среднем около 6 рублей за кг. Но вероятность продать количество менее 200 кг стремится к нулю. Можно попробовать сдать эту ценность на СТО. Если производить замену масла там, они его оставляют у себя и, возможно, накапливают объемы, достаточные для продажи.

Находятся умельцы, которые используют отработку для смазывания звездочек велосипедов, вращающихся элементов инструментов, промазывания закапываемых в землю деревянных и железных деталей типа труб или столбиков для забора. Но не стоит забывать о возможной высокой токсичности этой жидкости.

Так что же конкретно?

Наука не стоит на месте. Разработана отечественная технология, получившая название «Мелиоформ», в основе которой процесс лиофобно-сорбиционной сепарации. Метод позволяет очищать и осветлять минеральные моторные масла без применения кислот и щелочей, полностью восстанавливая масляную основу при минимальных затратах.

Еще одна российская разработка – установка УОМ-100. С ее помощью восстанавливается кинематическая вязкость в очищенном масле до 9 мм2/с, а в поступившем ОМ этот показатель не ниже 8,5 мм2/с. Показатель свежего масла по ГОСТу равен 10 мм2/с при 100 °С. Содержание механических примесей после очистки составляет 0,01%, что уже соответствует ГОСТу. А такой важный показатель, как содержание нерастворимого осадка, равен после очистки 0,02% (содержание в ОМ – 0,7%). В результате процесса очистки полученное масло или смесь масел вполне можно использовать как гидравлическое масло, а моторные масла дизельных двигателей подходят для использования на долив в среднефорсированные двигатели. Установка комплектуется также экспресс-лабораторией, контролирующей кинематическую вязкость, загрязненность, диспергирующие-стабилизирующие свойства, содержание воды, плотность и щелочное число полученного продукта. Используя ее, можно проводить внедряемые повсеместно диагностические анализы моторных масел. При этом обслуживают установку всего два человека.

При небольших размерах – 1200х900х1000 мм очень эффективную установку УОМ-3М для очистки ОМ предлагают другие отечественные разработчики. УОМ-3М обеспечивает снижение механических примесей с 0,9% в загрязненном масле до 0,01% в очищенном. При этом в свежем масле по ГОСТу допускается 0,015% механических примесей. Производитель утверждает, что требуется только час для того, чтобы из 100 л загрязненного масла получить 95…98 л продукта. В очищенном масле загрязнений в десятки раз меньше, чем в масле, работающем без такой очистки при рядовой эксплуатации. Очистка освобождает масло от воды, осветляет.

Украинские разработчики предлагают современную серийно выпускаемую установку по регенерации любых типов минеральных масел, в том числе моторных. Причем в технологическом процессе не используются химические вещества, нет вредных отходов, подлежащих опять-таки утилизации. Производительность – от 100 до 250 л/ч по моторным маслам, размеры установки – 1900х1080х1750 мм. Затраты на регенерацию составляют 4 US $/т. Сорбента требуется около 4% от массы масла, а из тонны ОМ получают 950 кг прозрачного, чистого масла.

На пунктах техобслуживания автотракторной, дорожной и строительной техники успешно применяются стенды очистки жидкостей серии СОГ (913К1М, 913К1М, 913К1В3, 913КТ1В3). Принцип действия довольно прост – в роторе центрифуги-насоса со спиральной или тарельчатой вставкой осаждаются находящиеся в жидкости даже мельчайшие твердые и жидкие загрязнения, которые нерастворимы и обладают большей, чем очищаемая жидкость, плотностью. Установки компактные, их масса около 140 кг, но осуществляют очистку жидкостей от абразивных загрязнений до 5…10-го класса по ГОСТ 17216–2001 при исходной загрязненности 15…17-го класса. Содержание воды в масле на выходе не выше 0,05% при исходном содержании до 1%.

Глобально решает вопрос использования ОМ комплексная технология в рамках мини-завода по получению так называемого «биодизеля». Это и переработка ОМ, и в конечном итоге обеспечение предприятий агропромышленного комплекса качественным дизельным топливом из собственного сырья. С помощью разработанного нашими конструкторами и технологами оборудования растительные масла и органические жиры перерабатываются в биологическое дизельное топливо, а с помощью другого оборудования из ОМ получают дизтопливо низкого качества. Затем полученные продукты смешивают в пропорции соответственно 20% и 5% с 75% классического дизельного топлива. Такая технология, исходя из производительности мини-завода 2 тыс. куб.м/год, окупает вложения менее чем за год, параллельно решая проблемы 100%-ного использования отработанных материалов. Импортные заводы по производству биотоплива имеют, как правило, мощности 120…500 тыс. т в год, а средняя цена комплекса производительностью 200 тыс. т в год составляет около 25 млн. евро, тогда как наш мини-завод стоит не более $150 тыс. Разработчики утверждают: объем получаемого продукта за единицу времени, а это примерно 1 т/ч, значительно превосходит скорость, которую достигли производители биотоплива стран ЕС, технология которых основана на реакции взаимодействия исходных материалов – масло, щелочь, метанол при высокой температуре нагрева.

Что такое отработка

В мире миллионы зарегистрированных машин, и несложно посчитать, сколько расходуется моторной жидкости. Ежегодно по стране в машины заливается около двухсот миллионов литров данной жидкости.

Можно только позавидовать предприятиям, изготавливающим автомобильные продукты. Не стоит забывать, что отходы образуются в тех же объемах. Отработанное машинное масло – это материал для смазки, нефтепродукт, который через пару лет не будет пригоден для использования из-за загрязнения. Часто его еще называют «отработкой». Он образуется во время работы электрических станций и на производстве. Также не менее внушительным источником его образования являются владельцы машин.

Сливать его в почву и выкидывать нельзя. Куда же деть отработанное сырье?

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации