Андрей Смирнов
Время чтения: ~12 мин.
Просмотров: 53

Как часто менять тормозную жидкость и зачем это делать

Чем руководствоваться, выбирая ТЖ

Ключевое условие при неполной смене ТЖ – постоянство! Избрав один вид тормозной жидкости не нужно ее менять на другой.

Автопроизводитель чётко указывает свойства ТЖ, которая залита в систему определенного авто на заводе. Кроме того, предлагаются рекомендации по подбору жидкостей для полной/частичной. Это обеспечивает продуктивную, надежную и длительную эксплуатацию всей тормозной системы.

Правильный выбор ТЖ

Что предпочесть

Сегодня существует 3 вида ТЖ:

  1. Минеральная ТЖ считается устаревшей. В последнее время применяется очень, поскольку стали доступными более современные аналоги.
  2. Гликолевая ТЖ является самой гигроскопичной, т.е. более подвержена «впитыванию» Н2О, а это отрицательно отражается на основных свойствах жидкости. Хотя по остальным характеристикам она превосходит существующие аналоги.
  3. Силиконовая ТЖ предназначена для машин отдельных зарубежных автопроизводителей. Зачастую – это машины премиум-класса. Имеет хорошие ключевые характеристики, но отличается более низкой способностью смазывания.

Каждая из перечисленных разновидностей имеет свои достоинства и недостатки. Минусы ТЖ, кстати, могут не проявиться при своевременной ее замене.

Какую ТЖ выбрать

Всякая марка и модель машины предполагает определенное обслуживание. Все системы ориентированы на конкретные характеристики расходников. ТЖ соответствуют некоторым требованиям:

  • бережное отношение к деталям из металла/пластика/резины и пр.;
  • рабочий температурный режим (от -30ºС до +150ºС);
  • повышенные смазывающие характеристики;
  • постоянство свойств.

При покупке ТЖ важно руководствоваться техническими указаниями автопроизводителя. На этикетках всех жидкостей прописываются ее ключевые свойства, поэтому проблем с выбором возникнуть не должно

К слову, для автомобилей российского производства максимально подходит ТЖ DOT-4. Далее перейдем к тому, как менять тормозную жидкость.

Замена ТЖ своими руками

Требования к тормозной жидкости

  1. Стойкость к высоким температурам. Она должна сохранять свои характеристики и не закипать при 150-170 градусов Цельсия
  2. Нейтральное отношение к резиновым изделиям. Не разъедать манжеты цилиндров, шланг, сальники и т.д.
  3. Морозостойкость. Будет неприятно, если при -20 она замерзнет в магистралях. Как результат – нет тормозов, от ее расширения порвутся трубки и все «хрупкие» элементы тормозной системы. Или просто станет тягучей, педаль тормоза «окаменеет», эффективность торможения стремится к нулю.

Разберем каждый пункт по порядку.

Высокая температура

При торможении, в результате трения колодок и дисков, возникают повышенные температуры в пятне контакта трущихся деталей. Вы не раз замечали, когда после интенсивного замедления, тормозные диски «пышут» жаром, в некоторых случаях с них идет дым. Эта температура передается тормозной жидкости, которой заполнены элементы системы. Вследствие этого она может закипеть.

В зависимости от характеристик тормозных жидкостей, применяемых в гражданских машинах, в ее составе содержится спирт. Он со временем выветривается из ее объема, его место замещает влага из воздуха. Поэтому одним из ее свойств является гигроскопичность – умение впитывать в себя воду. Она попадает в нее через вентиляционное отверстие в крышке заливного бачка.

Поэтому, если она не соответствует заявленным требованиям, то при температуре 100 градусов она может закипеть. Вследствие этого, из ее объема выделяется воздух, который завоздушивает систему. В результате получается отказ тормозов или снижение их эффективности.

Резина

Вы знаете из прошлых материалов, что тормозная система автомобиля включает в себя много элементов, изготовленных их резины – шланги, манжеты, уплотнители и т.д. При взаимодействии с ними, жидкость не должна вызывать их повреждения, потерю упругости и других полезных свойств. Поэтому, если она окажется агрессивной средой для них, они могут разрушиться, рассыпаться, порваться. Следствие – отказ тормозов и ДТП.

На своем примере видел, как уплотнитель крышки бачка запаса тормозной жидкости стал хрупким и просто рассыпался в емкость, забив отверстие. При попытке вынуть его из крышки, он раскрошился на мелкие части. То же самое может случиться и с другими резиновыми компонентами системы. Это приведет к разрыву шланг, потерю работоспособности главного и рабочего тормозного цилиндра.

Сопротивление морозам

Любая жидкость при определенных температурах ниже нуля замерзает или теряет свою пластичность. Тормозная не исключение тому. В регионах с экстремально низкими показаниями термометра это особенно актуально.

Если на улице мороз, а тормозуха не соответствует требованиям, то педаль станет тугой, продавить ее будет очень тяжело, не смотря на помощь вакуумного усилителя. Эффективность торможения будет мизерной. Если замерзнет совсем, кроме «каменной» педали, произойдет разгерметизация всей системы, в слабом ее месте появится разрыв. В следствии – не запланированные деньги на ремонт.

Видео, некачественная «тормозуха» и мороз, что с ней происходит:

Виды тормозной жидкости

Все автомобильное сырье, в том числе и тормозная жидкость, изготавливается по существующим нормам международного и отечественного образца. В настоящее время в основе производства составов лежат два стандарта:

  1. Спецификация FMVSS № 116. Данный документ был определен Департаментом транспорта США (USDOT). По этой спецификации тормозная жидкость разделяется на классы (от DOT-1 до DOT-5).
  2. Спецификации SAE J1703 и SAE J1704. Эти документы были изданы Обществом автомобильных инженеров (Society of Automotive Engineers, SAE).

В большинстве случаев в производстве тормозной жидкости используют американские стандарты, вторая спецификация пользуется меньшим спросом. В этой статье мы опишем виды тормозных жидкостей по классификации DOT. Помимо перечисленных групп, существуют также составы на основе минерального масла. Такое сырье имеет другие нормы производства, на практике оно используется значительно реже.

Далее рассмотрим основные особенности видов ТЖ по DOT, в том числе расскажем, как часто менять каждую тормозную жидкость.

  • DOT-1, DOT-2 – используются производителями крайне редко;
  • DOT-3, DOT-4 – самые популярные типы тормозной жидкости, в основе состава – полиэтиленгликоль;
  • DOT-5 – в составе преобладают силиконы;
  • DOT-5.1 – это улучшенная версия состава DOT-4, имеет более совершенные свойства.

Важно учитывать, что два класса DOT-5 и DOT-5.1 совершенно различны по своим свойствам. Они не взаимозаменяемы.. Каждый класс подразделяется на две категории:

Каждый класс подразделяется на две категории:

  • Для автомобилей без АБС.
  • Для автомобилей с АБС.

Категория должна быть отмечена на упаковке с составом или указана в самой маркировке (DOT-4/ABS).

В нашей стране может использоваться дополненная классификация тормозных жидкостей, она включает наименования DOT-4.5, DOT-4+, DOT-4* и т. д. Однако в исходном стандарте таких подклассов не существует, поэтому данные маркировки можно считать маркетинговой уловкой.

Помимо того, как часто менять тормозную жидкость, важно знать, какие классы жидкостей можно и нельзя совмещать. По этому вопросу общие правила таковы:

  • Допустимо смешивать составы: DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1.
  • Состав категории DOT-5 несовместим с другими тормозными жидкостями.

Основа состава первых трех типов DOT – гликолевые соединения. Также в них содержатся одинаковые присадки. Так как составы практически идентичны, тормозные жидкости этих классов можно смешивать. Средства с маркировкой DOT-5 производятся с использованием других веществ. Основное отличие – большое количество силиконов. При контакте с гликолевыми соединениями силиконы образуют совершенно новые вещества, и свойства всей жидкости теряются.

Несмотря на схожесть составов, жидкости классов DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1 также лучше не смешивать. Современные производители используют разные типы присадок, и при совмещении этих веществ могут начаться вредные химические реакции. Рекомендуется соединять только составы одного и того же производителя.

Как часто менять тормозную жидкость

Когда рассматривались виды тормозной жидкости в начале статьи, мы указывали, что среднее время их эксплуатации зависит от состава и используемых присадок. Соответственно, для различных тормозных жидкостей временные интервалы замены будут отличаться.

Но есть параметр, который позволяет точно определить, что тормозную жидкость пора менять – это процент влаги в ней. Если в тормозной жидкости накопилось 3,5% влаги, то ее необходимо срочно заменить, поскольку температура кипения такой жидкости снизилась до 140-160 градусов по Цельсию, что крайне мало для грамотной работы системы.

Обратите внимание: Как известно, в большинстве автомобилей используется от 500 до 1000 мл тормозной жидкости. Соответственно, 3,5% — это всего около 35 мл

Чтобы узнать, как много воды содержится в тормозной жидкости, можно использовать специальный прибор. Он продается в специализированных автомобильных магазинах, а также на Aliexpress и в подобных магазинах. Стоимость прибора не более $10, а его задача – определять, как много воды скопилось в тормозной жидкости. Прибор очень простой в использовании, и его не помешает иметь каждому автовладельцу.

Периодичность замены тормозной жидкости

Замена может быть плановой и внеплановой. Плановую обычно проводят после определенного пробега. Внеплановая замена производится:

  • если произошла разгерметизация тормозной системы;
  • после длительного простоя;
  • после интенсивной эксплуатации;
  • после покупки.

Важно следить за периодичностью замены тормозной жидкости. Мастера рекомендуют производить замену после 30 000 — 60 000 км либо после каждых двух лет эксплуатации

Поменять ТЖ в спортивных авто желательно после 15 000 км пробега. У таких машин большие скоростные режимы. Эти рекомендации носят условный характер. Сроки замены в редких случаях, к примеру, если использован DOT 5 с силиконовым компонентом, сдвигаются один раз в пять лет. Если используется жидкость на гликолевой основе, тогда менять ее требуется после 40 000 км пробега.

Низкий уровень не создает нужного давления во время торможения. В такой ситуации тормозная педаль проваливается. О снижении уровня предупреждает красного цвета кружочек на панели.

Просто без причины жидкость не исчезает. Она работает в замкнутом пространстве. Снижение уровня может происходить по причине течи, или неполадок механизмов тормозной системы. Сигналом к замене может стать визуальный контроль, то есть если при проверке замечен осадок, изменение цвета или замутнения.

ТЖ гигроскопична. Во время нажатия на тормозную педаль, в компенсационные отверстия проникает воздух. Жидкость в системе поглощает влагу из воздуха. В результате, чем больше влаги накопится, тем ниже температура кипения и увеличивается вязкость при низкой температуре. Температура закипания свежей жидкости в пределах 230C, но при содержании влаги всего 3%, кипение наступает при 165C. Снижение температуры способствует появлению паровой блокировки тормозов.

Заблуждаются те, кто считает, что достаточно просто доливать ТЖ когда необходимо. Но требуется производить полную замену тормозной жидкости. По причине ее гигроскопичности. Свежая жидкость, смешиваясь с уже работавшей, не отвечает стандартам безопасности. Вновь полученная смесь не приобретает изначальных качеств. Работа всей системы будет замедленна, возможно, появление коррозии.

Памятка!
Тормозная система без ТЖ не может функционировать. Повторное использование ТЖ недопустимо.

Как часто осуществлять замену?

Примечательно, что наличие дополнительных систем, например, ABS вовсе не оказывает влияние на периодичность проведения этой операции. Если говорить о спортивных автомобилях, то на них замена осуществляется еще чаще, поскольку у них при торможении нагрузки более существенные. Зачастую, замена DOT4 должна производиться каждые 10 000 километров пробега.

На практике эту техническую смесь можно доливать при необходимости и даже перемешивать между собой, но осторожность в этом деле будет не лишней. Часто можно слышать рекомендации о том, что доливать нужно жидкость, которая использовалась в автомобиле

Почему именно так? Связано это с тем, что в жидкостях от разных производителей могут использоваться разные присадки, которые между собой могут оказаться в итоге несовместимыми. Сочетание их между собой в автомобиле может в итоге привести к образованию характерного осадка, который после этого будет оседать в бачке и даже всей системе. Через некоторое время эффективность тормозов может существенно снизиться.

При их неправильном сочетании и отсутствии информации о том, какая именно жидкость применялась до этого времени, может образоваться характерный осадок, который вскоре скопится не только в расширительном бачке системы, но и во всех контурах.

Когда автомобиль приобретается на вторичном рынке, то целесообразно сразу осуществить замену этой технической жидкости

Часто владельцы стареньких машин не осуществляют эту операцию своевременно, поэтому стоит брать этот нюанс во внимание. Через определенное время вам не придется думать о том, какую именно жидкость целесообразно использовать для доливки, поскольку вы будете знать, что заливалось ранее

Надо всегда следить за тем, чтобы жидкость, доливаемая в бачок, обязательно была чистой.

Как часто менять тормозные колодки?

На «автомате» каждые 25 000 км, на механике – 30 000 км

Тормоза могут быть дисковыми или барабанными, но все равно колодки менять надо. Причем передние чаще, чем задние: принимая на себя основную нагрузку, они изнашиваются в 3 раза быстрее, вне зависимости от привода автомобиля.

Колодки всегда меняются парно – обе передние или обе задние.

ВАЖНО! Ездить на машине, в которой представители одной пары имеют разную степень изношенности, нельзя.
Колодки дисковых тормозов заявят об износе противным свистом, для барабанной системы характерен сильный скрип во время движения.
Если не решить проблему вовремя, начинают стираться тормозные диски, так что придется обновить и эти запчасти. Нужно ли говорить о проблемах с торможением и резким износом всей тормозной системы

Тут риск совсем не оправдан.

Забив на замену тормозных колодок вы рискуете «попасть» еще и на замену тормозных дисков.

Периодичность замены

На периодичность замены влияет свойство гигроскопичности. Было на опыте установлено, что в течение года в ТЖ попадает 2-3% воды, которую она берет из воздуха. Это ведет к тому, что температура кипения снижается на 30-50 градусов. Таким образом, достигать кипения она будет при температуре от 145 градусов. Такой ситуации допускать нельзя, так как тормоза блокируются паром. Образуются водяные пузырьки, которые резко расширяются, некоторое их количество безусловно попадает в специальный резервный бачок. Это приводит к некорректной работе тормозов. Педаль тормоза при нажатии на нее просто проваливается, так как рабочая жидкость содержит слишком много паров и не создает необходимого давления.

Поэтому производители автомобилей настоятельно рекомендуют менять полностью ТЖ один раз в два года не зависимо от пробега авто.

  • при показаниях тестера 175 градусов и выше ТЖ пригодна для дальнейшего использования;
  • если показания находятся в пределах от 165 до 175 градусов, то ТЖ можно использовать при условии, что с момента, когда она менялась, прошло не более одного года;
  • при показателях температуры меньше 165 градусов ТЖ надо срочно менять.

Автомобили премиум класса и дорогие брендовые авто, а также гоночные, отличаются от остальных тем, когда менять тормозную жидкость. Для них устанавливаются более жесткие сроки. Возникает вопрос, через сколько менять тормозную жидкость в таких машинах? Например, для Порше, Бентли, Феррари, Мазерати ТЖ надо менять через каждые 10 -20 тысяч километров. Такая большая разница объясняется тем, что эти автомобили эксплуатируются в более суровых условиях.

При обычном размеренном движении по городу без нагрузок ТЖ нагревается до 150 градусов. Если происходит резкое торможение, движение по крутой дороге, передвижение с нагрузкой в виде прицепа, температура может подниматься до 180 градусов, а при торможении достигает 200 градусов. Естественно, ТЖ не рассчитана на такую нагрузку. Заявленная у производителей температура кипения 200 -265 градусов.

Мы определились, когда менять тормозную жидкость. Надо постоянно следить за качественным и количественным состоянием ее составом. Покупать надо только правильную ТЖ, которая указана в руководстве к вашему автомобилю. Менять ТЖ надо сразу же, как только вы пришли к такому выводу. От этого зависит ваша безопасность.

Период замены тормозной жидкости при обращении в СТО

Когда на кону безопасность эксплуатации автомобиля, лучше обратиться к профессионалам. Периодизация обновления рабочего раствора зависит как от рекомендаций производителя, так и от других факторов. Опытный автомастер безошибочно оценит состояние тормозной жидкости.

Подобрать подходящий автосервис можно на агрегаторе Uremont.com. Здесь, заполнив онлайн-бланк заявки, вы за считаные минуты получите отклики партнерских техцентров. 

Помимо этого, сервис предоставляет возможность обращения к профессионалам напрямую через чат (например, узнайте, сколько стоят услуги), отзывы и оценки пользователей, интерактивную карту с обозначением адресов мастерских и другие полезные для автовладельцев инструменты.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации