Андрей Смирнов
Время чтения: ~17 мин.
Просмотров: 0

Метод капельной пробы

Редкий JAC. Масло светлое, канистры — от официалов

Информированность девушки, управлявшей JAC (2015 г. в.), приятно удивляет. Она увлеченно и подробно рассказывает о производителе этой необычной машины, который специализируется на выпуске грузовиков. Несколько лет назад корейцы решили запустить линейку легковых моделей — в основном кроссоверов.

Этот автомобиль — близнец Hyundai ix35. Владелица предполагает, что ее машина — едва ли не единственная в Беларуси.

— Масло меняла буквально на прошлой неделе, — утверждает девушка. — Но успела проехать три тысячи километров, большинство из которых пришлись на трассу.

Редкий JAC. Масло светлое, канистры — от официалов
Редкий JAC. Масло светлое, канистры — от официалов
Редкий JAC. Масло светлое, канистры — от официалов
Редкий JAC. Масло светлое, канистры — от официалов

Хозяйка кроссовера сразу называет производителя масла, которое залито в двигатель ее автомобиля, — Castrol Magnatec с вязкостью 5W-30.

А в багажнике находятся две канистры. Быстрая проверка акцизов (девушка не знала о таком способе) показывает: обе поставлены компаниями, репутация которых на рынке моторных масел сомнений не вызывает.

— Достаточно светлое масло, несмотря на три тысячи километров, которые оно проехало, — делает предварительные выводы Павел Черногоров, беря капельный тест. — Дело в том, что трасса считается хорошим режимом эксплуатации: нет частых остановок, включения-выключения зажигания, масло работает примерно в одном температурном режиме.

Хотя на офисной бумаге капля растеклась, этот тест тоже вполне пригоден для выводов: «Нет критических изменений по цветности, наличие воды и топлива не обнаружено». Шкала, предлагаемая TÜV, этот результат подтверждает.

Тест на глаз

Опытные водители способны определить качество смазочных жидкостей на глаз. Внешний вид расскажет о многом.

Центр капли на бумаге сосредотачивает тяжелые частицы смазочной жидкости. То есть слаборастворимые или нерастворимые частицы. Ими бывают металлические примеси иные взвеси.

Капельный самостоятельный тест масла способен дать результаты, приближенные к лабораторным исследованиям:

  • Исследуется зона края, прилегающая к ядру;
  • Имеет черный или темный цвет;
  • В зоне присутствуют слаборастворимые присадки органического происхождения;
  • Если масло чистое, то наблюдается отсутствие кольца;
  • Аналогичная картина, когда капля сильно загрязнена. В таком случае ядро получает однородный светлый цвет.

Подтек на листе бумаги получают благодаря физическому явлению проникать атомами в инородную структуру. Такой метод называется диффузией. Каждому знаком со школьной скамьи. Диффузия формирует кольцо серого цвета за ядром, то есть очерчивает зону, созданную растворимыми примесями органического происхождения.

Показатели для чистого масла

Визуальный анализ капель дает возможность определить зону чистого масла:

  • Это светлое кольцо, потерявшее дисперсные взвеси;
  • Образованное пятно исчезает спустя несколько дней;
  • Профессионалы по прерывистому цвету определяют, что масло разбавлено водой;
  • Если диффузионное пятно желтоватого, коричнево-светлого цвета, то факты свидетельствуют о сильном окислительном процессе, сформированном недопустимым перегревом силовой установки.

Alfa Romeo. Необходимо перейти на другой продукт

Молодой человек по имени Максим, приехавший на Alfa Romeo (2003 г. в.), становится следующим участником эксперимента. Парень говорит, что меньше года назад производил замену двигателя, сейчас под капотом «итальянки» установлен двухлитровый мотор. Однако проблема есть:

— После каждой тысячи километров приходится доливать около литра масла.

Это заметно по цвету жидкости на щупе — она светлая. Тем интереснее, что покажет капельный тест!

— При доливе вы в какой-то степени обновляете техжидкость, — напоминает Алексей Лосев. — Но не забывайте про замену фильтра, который тоже имеет регламент замены — 10 тыс. км пробега.

У Максима в салоне оказывается канистра «Лукойла». По словам автовладельца, он купил ее на заправке. Все же решаем продемонстрировать стандартную процедуру проверки акциза по сайту blank.bisc.by. В данном случае ожидаемо была указана компания, которая входит в группу «Лукойл».

Итог «мотор чекап» и бумажного теста схожий. Масло загрязнено не сильно, что неудивительно при столь частых доливках. Однако в нем присутствует небольшое количество воды.

— Повышенный расход масла может быть связан как с неисправностью двигателя, так и с неверно подобранным маслом, — считают специалисты компании «Армтек», которая также является официальным дистрибьютором масел «Лукойл». — По рекомендации автопроизводителя могут быть использованы масла с допусками ACEA A3, API SJ или более современными аналогами.

Однако использование выбранного владельцем автомобиля «Лукойл Супер 5W-40» недопустимо. Данный продукт обладает допуском SG, который появился значительно раньше, чем требуемый SJ.

Наши собеседники рекомендуют перейти на любое масло с вязкостью 5W-40 или 10W-40 и допуском API SL или ACEA A3/B4, например «Лукойл Люкс».

Kia Sportage. Техжидкость работает и будет работать дальше

Еще один кроссовер для испытания — Kia Sportage, пробег которого составляет 158 тыс. км. По словам владельца, масло менял осенью, после этого проехал около двух тысяч километров. В двигатель залит оригинальный продукт Hyundai/Kia.

О состоянии дел на рынке масел мужчина высказался скептически: «Якобы оригинал. Но кто ж его знает. Я обычно покупаю в специализированных магазинах».

Первые выводы: масло нормальное, уровень тоже. Остается дождаться высыхания взятых проб.

— Техжидкость имеет средние загрязнение и состояние. Она работает и будет работать дальше. Посторонних жидкостей не обнаружено, — говорит Павел Черногоров. — И на бумаге, и на экспресс-тесте масло одинакового цвета, что подтверждает наше предположение о корреляции результатов.

Показатели работоспособность смазочной жидкости

Оригинальный капельный способ установления качества смазывающих консистенций при помощи офисного стандартного листа требуемой плотности, позволяет избегать заливки в картер двигательной установки некондиционных смазочных средств. Подручный бумажный анализ обязательно покажет, можно использовать продукт или отказаться от затеи залить моторное масло в картер двигателя.

Хроматограмма «посоветует» водителю сделать правильный выбор выявленным цветом определенных зон на экспериментальном бумажном листе с нанесенными масляными каплями.

Такое масло долгое время работоспособное, но в эксплуатации не бесконечное. Повторно взятые пробы обязательно выявят признаки, по которым рекомендуется заменить смазывающий продукт новым аналогом:

  1. Если зона диффузного проникновения меняет светлый фон на темный цвет.
  2. Уменьшение в размерах диффузионного круга свидетельствует, что масло медленно, но уверено засоряется тяжелыми взвесями.

Предложенные кустарные способы проверки смазочных моторных жидкостей на поверку оказались эффективными и прикладными в водительской практике.

Mazda MPV. Щадящие условия

Владелец Mazda MPV, которая замыкает наш эксперимент, проявил немалую осведомленность. Он знает о расследовании, следит за пробегом автомобиля и регламентом замены. В бензиновый двигатель объемом 2,5 литра заливает масло Q8.

Услышав ответ, специалисты разом выдыхают: «Значит, оригинал. Мы не слышали о подделке масел данного производителя. Бренд Q8 не очень известен в Беларуси, доли продаж не очень большие, и особого смысла в фальсификации нет».

— Почему? — не соглашается хозяин минивэна. — Обычно покупаю масло у дилера. Но однажды заехал на Некрасова , открыл крышку, а там даже пленки нет.

Значение капель масла[править]

Адаптивное преимущество масляных капелек (капель нефти) не является твердо установленным. Цветные капли масла имеют ценность — они уменьшают количество света, доступного для зрительной системы. Они также уменьшают перекрытие спектральной чувствительности между различными типами колбочек (например, чувствительных к коротким длинам волны, чувствительным к средним длинам волны и др.). Это может быть преимуществом, поскольку это увеличивает количество цветов, которые могут быть дискриминированы, и расчеты Воробьева (2003) подтверждают гипотезу о том, что это чистая выгода.


(Свет слева). Фоторецепторы сетчатки глаза Колбочки, Палочки, биполярные, горизонтальные, ганглиозные клетки ipRGC при большом увеличении.

Схематическое изображение экстерорецепторов черепахи и связанных с ними капель масла. УФ, ультрафиолетовая колбочка; B, синяя колбочка; DC, двойная колбочка; G, зеленая колбочка; R, красная колбочка; Палочка, её стержень (без капелек масла) бесцветна.

Чтобы понять цветовое зрение и как цветная визуальная информация обрабатывается в сетчатке глаза, мы должны начать с морфологических различий трех (или более) типов колбочек, что позволит затем идентифицировать их с любыми конкретными цветными соединениями, когда они позволят сделать подключения к горизонтальным, биполярным, клеткам и, наконец, к ганглиозным клеткам сетчатки глаза. К счастью, некоторые виды позвоночных имеют отчетливо различные морфологические типы колбочек в сетчатке и в последнее время стало возможным соотнести эти морфологии со спектральной чувствительностью. До настоящего времени в основном изучены типы колбочек человека, приматов, которые участвуют в цветном зрении — это в основном разновидности трёх колбочек с фотопигментами кон-опсинами, оппонентно выделяющих основные биосигналы S,M,L (RGB), отправляемые в мозг. (См. Труды доктора Р.Е.Марка и его лаборатории).

Теперь можно выделить колбочки, воспринимающие высокочастотные S (область фиолетовых, синиих волн), среднечастотные M (область зелёных волн) и изкочастотные L (область красных волн) электромагнитные колебания. Например, можно выделить колбочки в сетчатке некоторых рыб, лягушек, птиц и рептилий (черепах) на основе различных морфологических различий. Сетчатки глаза черепах содержат, например, цветные капельки масла в их различных спектральных типах колбочек, которые легко их идентифицируют (см. обзоры Колб и Lipetz, 1991 и Ammermüller и Колб, 1996).

О чем говорит тест: результаты

Если хотя бы один показатель плохой – масло под замену!

Итог таков: Форд Фокус – масло в нормальном состоянии и двигатель функционирует исправно, так что менять масло рано. У «девятки» – по показателю диспергирующих свойств масло в норме, однако визуальный тест оно не прошло, в ядре присутствовали загрязнения пылью, сажей и металлами. Такое нужно менять, так как дальнейшая эксплуатация приведет к повреждению цилиндров. Масло в X-Trail – обязательная замена, так как ни один тест оно не прошло, показатель вне нормы, и визуальный осмотр не предвещает ничего хорошего.

Как часто нужно делать?

Подобные тесты желательно проводить примерно один раз в 2-3 тыс. км. Это позволит точно отследить динамику износа. Однако помните: даже если такой тест показывает, что масло в нормальном состоянии, не стоит игнорировать требования по срокам замены, рекомендованные производителем автомобиля! Кстати такие навыки могут определить состояние и трансмиссионного масла или помочь при .

Если считаете тему полезной ЖМИТЕ ПАЛЕЦ ВВЕРХ! ДЕЛИТЕСЬ и , дабы не пропустить следующую статью.

Что позволяет узнать такой тест?

Такой «капельный тест», позволяет определить степень отработки маслом своего ресурса, наличие в нем охлаждающей жидкости и топлива, что в свою очередь дает понять – пора менять масло или еще нет. Хотя по нормативным правилам периодичность замены масла лучше рассчитывать калькулятором согласно потребленному топливу и отработанных двигателем часах. 

В ядре пятна можно увидеть имеются ли примеси;

Во второй зоне – как давно оно менялось;

Контур третьего круга покажет – наличие антифриза в масле;

Ширина четвертого наружного кольца – есть ли в масле топливо.

Масляное мятно сможет рассказать и до какой степени отработали присадки, но дополнительно придется взять линейку и карандаш, чтобы определить диаметр ядра пятна и его полного размера.

Применив формулу DS=1- d2/D2, где d2 – ядро, а D2 – наружная зона. Можно узнать коэффициент диспергирующих свойств. Если такой коэффициент находится в пределах 1 – 3, то присадки еще работают. Однако, это не основной показатель, гуда главнее чтобы в масле не было посторонних примесей, и оно не выгорало.

Если делать тест капли масла каждые пару тыс. км, то вы сможете отслеживать динамику износа и понять все ли в порядке или возможно нужен ремонт двигателя либо неправильно подобранное для двигателя масло.

Как проверить моторное масло

Чтоб сделать данный тест нужен всего лишь лист бумаги и немного терпения.

Для проверки нужно открыть капот и достать масляный щуп. Затем капнуть с него немного на лист чистой бумаги. Лучше всего использовать обычную офисную, чтоб эксперимент был максимально чист. После этого лист нужно оставить на ровной горизонтальной поверхности, пока масло полностью не впитается.

Очень важно не капнуть слишком много, так как большое пятно будет сохнуть очень долго, в то время как на анализ небольшой капли масла уйдет всего 10-15 минут. Что, правда, самый полный результат будет спустя 3 часа.. Делать выводы нужно по высохшему масляному пятну

Если быть точным, то чем светлее или плотнее цвет масляного пятна, тем состояние масла в двигателе лучше либо хуже

Делать выводы нужно по высохшему масляному пятну. Если быть точным, то чем светлее или плотнее цвет масляного пятна, тем состояние масла в двигателе лучше либо хуже.

Качество моторного масла

Самостоятельно проверить качество моторного масла, как это делают в лаборатории, невозможно, но есть несколько простых способов определить хорошее ли вы масло приобрели. Также само собой необходимо контролировать его состояние при эксплуатации

Максимально точную информацию можно получить, сверившись с таблицей, приведенной ниже.

Этот способ диагностики был придуман достаточно давно, специалистами компании Форд. Поэтому данной процедуре можно верить!

Важно то, что все манипуляции необходимо проводить на холодном двигателе. Лучше всего – утром, после ночи в гараже

Если проводить данный тест на прогретом движке, то результаты могут быть обманчивыми.

Коэффициент диспергирующих свойств

Чтобы понять степень износа присадок-дисперсантов, которые не позволяют продуктам сгорания пристать к деталям двигателя и делать на них задиры, потребуется вычислить коэффициент диспергирующих свойств.

Как определить?

Берем линейку, проводим замеры и вычисления с помощью формулы для измерения коэффициента. Замерять нужно диаметр ядра, а также — внешней зоны (третья) по формуле:

DS=1- d2/D2, где d2 – внутренняя зона, а D2 – наружная.

По замерам получилось, что коэффициент диспергирующих свойств в первом случае был равен 0,88, такой показатель считается нормой. Далее, по «девятке» расчеты показали коэффициент 0,86, а по X-Trail показатель равен нулю.

Toyota Prius: пример того, как должно выглядеть свежее масло

Владелец этого автомобиля совсем недавно залил масло. Утверждает, что при выборе сверялся с инструкцией, производитель указывает вязкость 0W-30. По отзывам в интернете выбрал Comma: международная компания производит масла более полувека.

— Следует достать щуп из двигателя и, не вытирая его, дождаться, когда капля стечет на экспресс-тест, — повторяет пункты инструкции Павел Черногоров. — Заметно, что жидкость светлая. При стекании со щупа формируется капля, что является хорошим признаком.

Специалист, раз уж капот открыт, решает заодно проверить уровень жидкости.

— Недопустимо использовать автомобиль, если уровень масла выше или ниже отметок, — показывает наш спутник. — Резкий запах отработки может свидетельствовать о возможных неисправностях двигателя. Например, если чувствуется «аромат» бензина — не исключено, что требуется ремонт/замена насоса, форсунок или поршневой системы.

Через пару часов, когда пятна масел подсохли, мы вновь вернулись к взятым образцам, чтобы сравнить с фототаблицей и узнать результат.

После высыхания четко видна структура: ядро, второй круг, контуры

На что обращать внимание?. Каплю масла анализируют по четырем параметрам

Во-первых, по степени загрязнения пылью, сажей, металлами. Об этом должен сказать цвет ядра (первого круга). Отметим, что на этот показатель может также повлиять пробег автомобиля

Каплю масла анализируют по четырем параметрам. Во-первых, по степени загрязнения пылью, сажей, металлами. Об этом должен сказать цвет ядра (первого круга). Отметим, что на этот показатель может также повлиять пробег автомобиля.

В данном случае ядро светлое, соответствует первому-второму уровню 10-балльной шкалы. Слова владельца машины о недавней замене масла подтверждаются.

Во-вторых, капельный тест призван определить состояние техжидкости, залитой в двигатель. Если цвет второго круга, который четко просматривается на «мотор чекапе» (возможно, повлияло то, что капли дождя на него не попали, в отличие от бумаги), ореховый или темно-коричневый, то следует поторопиться на СТО.

Судя по результату экспресс-теста, масло, залитое в Prius, состариться не успело — цвет соответствует первой-второй ступени 10-балльной шкалы. Это коррелирует с предыдущим выводом.

В-третьих, быстрое исследование позволит определить наличие воды или антифриза в масле, которые могут появиться, например, в результате образования конденсата. Если контур третьего круга будет зигзагообразным или проявится кольцо желтого цвета, то H2O все-таки присутствует.

В-четвертых, благодаря экспресс-тесту можно идентифицировать в масле наличие топлива. Если в него попал бензин или ДТ, то снаружи появится дополнительное кольцо.

Чем оно шире — тем больше в масле топлива.

— Можно сделать вывод, что в данный автомобиль залито свежее синтетическое масло, — подытоживает Павел Черногоров. — По градации TÜV масло хорошее. В нем нет воды, топлива и загрязняющих примесей. Можно спокойно ездить до следующей замены.

Напоследок сравниваем результаты экспресс-теста и бумажного аналога. Отличия есть, но незначительные. В случае критического превышения уровня воды, топлива или загрязнения следы наверняка бы проявились.

Примечания[править | править код]

  1. Робинсон, С.Р. (1994). «В начале цветового зрения позвоночных». Природа 367: 121. doi:10.1038/367121a0
  2. Стены, G. (1942). У позвоночных глаза и его адаптивная радиация. Ми, Bloomfield Hills: Cranbrook Institute of Science.
  3. Стены, G. (1942). У позвоночных глаза и его адаптивная радиация. Ми, Bloomfield Hills: Cranbrook Institute of Science.
  4. Воробьев, М. (2003). «Цветные капельки масла и повышения цветовая дискриминация». Proc. R. Soc. Lond. B 270: 1255-1261. doi:10.1098/rspb.2003.2381.
  5. Воробьев, М. (2003). «Цветные капельки масла и повышения цветовая дискриминация». Proc. R. Soc. Lond. B 270: 1255-1261. doi:10.1098/rspb.2003.2381.

Nissan Qashqai. Требуется замена!

Владелица Nissan Qashqai сразу соглашается поучаствовать в эксперименте. Женщина с ходу называет пробег автомобиля и километраж после последней замены масла (7,2 тыс. км). А вот какое именно масло залито в двигатель, не знает. Покупает его в одном и том же месте на рынке в Малиновке у проверенного человека.

— Я на днях собиралась как раз провести замену, — говорит владелица кроссовера. — Возможно, не нужно?

— Масло темненькое, — сразу отмечает Павел Черногоров. — Этого пугаться не стоит. Значит, оно выполняет свои моющие функции, загрязнения остаются в масле, а не в двигателе.

Более точные результаты становятся известны через несколько часов. Для дизельных двигателей, которые считаются более «грязными», предусмотрены другие шкалы, хотя принцип тот же.

Судя по экспресс-тесту, у масла среднее загрязнение, состояние на пятерку-шестерку. А вот солнышко вокруг говорит о наличии воды.

— Это один из самых показательных результатов, — комментируют специалисты. — Действительно, в ближайшее время лучше произвести замену. Дело не только в загрязнении и средней степени «усталости» масла. Наличие большого количества воды в двигателе может свидетельствовать о частых поездках на малые расстояния. Масло не выходит на рабочую температуру, в двигателе образуется конденсат.

«Вот только не надо пугаться! Это нормально для зимнего периода. Но при таком режиме эксплуатации автомобиля рекомендуется сокращать регламент замены масла вдвое. Например, если рекомендовано производить замену после 15 тыс. км, то лучше отправиться на СТО после 7,5 тыс.»

Капля — масло

Капля масла должна держаться около цапфы оси баланса на расстоянии от 1 / 2 до 2 / 3 радиуса камня.

Силы поверхностного натяжения.| Мениск жидкости, смачивающей стенку.| Мениск жидкости, не смачивающей стенку.

Капля масла растекается по воде равномерной пленкой из-за поверхностного натяжения.

Капля масла находится в воздухе при нормальном атмосферном давлении между горизонтальными обкладками плоского конденсатора. В отсутствие электрического поля капля падает со скоростью ц19 — 10 — м.сек. Когда потенциал верхней обкладки относительно нижней равен р 270 в, капля движется вверх со скоростью и2 10 — 5 м / сек.

Каплю масла смешивают с небольшим количеством гваякола, 2 каплями фенола и 1 мл раствора хлорной кислоты. В присутствии витамина А появляется устойчивое пурпурно-красное окрашивание. В случае масел, не содержащих витамина А, окрашивания не появляется.

Каплю масла в сухой микропробирке смешивают с 5 — 10 каплями раствора пирогаллола, упаривают на водяной бане до нескольких десятых миллилитра, прибавляют 2 — 4 капли раствора хлористого алюминия и нагревают на водяной бане. Через несколько секунд ( максимум через 4 мин. D появляется фиолетовое окрашивание.

Каплю масла помещали на пленку коллодия и затем просто размазывали ее очень маленьким шпателем. После приобретения некоторого навыка удается получить достаточно тонкую пленку масла, которую можно поместить непосредственно в микроскоп для наблюдения.

Каплю масла наносят на белую фильтровальную бумагу и оценивают образовавшееся масляное пятно с темным ядром в центре, где задерживаются углеродистые и другие нерастворимые в масле частицы.

Растекание капли масла обусловлено тепловым движением молекул воды Ч Молекулы воды непрерывно движутся, в частности параллельно поверхности, диффундируя на большие расстояния и увлекая за собой прилипшие к ним молекулы масла. Если жидкость является растекающейся, то растекшаяся пленка обладает меньшей потенциальной энергией, чем капля. Поэтому молекулы, покинувшие каплю, остаются на поверхности воды. Тангенциальная диффузия вдоль нижней поверхности капли происходит непрерывно, и первые молекулы масла, вытолкнутые в результате этой диффузии на поверхность воды, отталкиваются дальше поверхностным давлением новых молекул масла, только что покинувших каплю. Если жидкость является нерастекающейся, то, если даже несколько молекул про диффундирует на некоторое расстояние от капли, они должны вскоре вернуться, будучи менее устойчивыми на поверхности воды, чем в капле.

Если каплю масла поместить внутри такой смеси спирта и волы, удельный вес которой равняется удельному весу масла, капля масла ( по закону Архимеда) испытывает давление снизу вверх со стороны окружающей жидкости, равное ее собственному весу; иначе говоря, в этих условиях капля масла освобождается от действия силы тяжести, она как бы теряет собственный вес. Поверхностный слой масляного шара образует как бы пленку, окружающую каплю масла и отграничивающую ее от окружающей жидкости. В этой поверхностной пленке действуют особые силы, называемые силами поверхностного натяжения: под влиянием этих сил капля масла приобретает форму шара.

В эмульгированных каплях масла содержание гексахлорана значительно больше, чем в обычном растворе в этом же масле.

Определяют вес капли масла: для этого наливают масло в дозировочную капельницу, взвешивают на аналитических весах бюкс, вносят в него по 4 — 5 капель масла, взвешивают их и определяют вес капли, и так повторяют три раза, а затем рассчитывают средний вес капли масла.

Капли масла на поверхности твердого тела.

Однако сохранение капли масла на деталях прибора зависит не только от неспособности ее к растеканию. В узких зазорах между сопряженными деталями возникают капиллярные силы, которые в зависимости от направления их действия могут отсасывать масло или способствовать его сохранению на смазываемой поверхности. Этим пользуются при конструировании опор подвижных систем приборов.

При нанесении капли масла из картера на листок чистой фильтровальной бумаги цвет капли должен соответствовать одному из первых двух эталонных пятен, показанных на фиг.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации