Андрей Смирнов
Время чтения: ~14 мин.
Просмотров: 548

Автомасла и все, что нужно знать о моторных маслах

От чего зависит область применения смазочных масел

Область применения смазочных масел зависит от их эксплуатационно-технических свойств, основными из которых являются:

  • вязкость и плотность при самой низкой, нормальной и максимальной рабочей температуре (эти показатели влияют на легкость холодного пуска оборудования, прочность смазывающей пленки, герметичность зазоров в цилиндропоршневых группах);

  • температура застывания – ее значение должно быть ниже минимальной температуры окружающей среды в предполагаемых условиях эксплуатации;

  • температуры вспышки и воспламенения – чем они выше, тем меньше пожаро- и взрывоопасность машин и механизмов, технологических процессов;

  • кислотное число – определяет антикоррозионные свойства;

  • маслянистость (липкость) – способность создавать на трущихся поверхностях надежную смазывающую пленку.

При работе механизмов в высокотемпературном режиме следует обращать особое внимание на зольность (с ее увеличением возрастает риск ускоренного абразивного износа трущихся деталей) и коксуемость (склонность к образованию нагара) масла.

Вязкость по SAE

SAE часто ошибочно называют указателем на климат, при котором может использоваться масло, это так, но очень приблизительно. Можно ориентироваться на SAE, выбирая масло для зимы, но цифры в этом стандарте весьма условны. Важней другой показатель – динамическая вязкость, она показывает, какая вязкость сохраниться у масла при температуре -25-35 градусов, и по ней становится ясно, при какой температуре оно обеспечит безопасный холодный пуск.

Что касается самого SAE, то это указание вязкости, то есть насколько густым или жидким будет масло при той и иной температуре

 Следовать рекомендациям производителя в этом показателе так же важно, как и в других. От вязкости зависит, насколько просто масло прокачается по каналам, какой толщины масляную пленку создаст, у каждой модели двигателя своя толщина масляных каналов и свои зазоры между деталями

Если масляная пленка будет меньше, она легко порвется под нагрузкой и наступит масляное голодание. Если толще – это затруднит работу двигателя, как следствие – повышенный расход топлива, перегрев и т.п.

Обычно производитель указывает два индекса SAE, подходящие для автомобиля, между которыми можно выбрать. Для свежих моделей рекомендуется лить самое жидкое из рекомендованных масел, оно снизит расход топлива. У моделей с пробегом зазоры увеличиваются вследствие естественной выработки деталей двигателя, и в них рекомендуется лить более густое из рекомендованных масел.

Особенности выбора масла для зимы, можно ли менять вязкость?

Вот тут интересный момент. Высокотемпературную вязкость желательно не менять вообще, только в рамках указаных производителем. А низкотемпературную менять можно, если это не обходимо.
Допустим вам рекомендована вязкость 5w-30, но вы живете на севере РФ и температура падает до -40℃. Если мы посмотрим на температурные характеристики 5w-30, то станет ясно, после -30℃ использование становится затруднительным. Поэтому можно перейти на 0w-30.

Есть еще один момент, это базовый состав масла для зимы, он важнее чем вязкость. Большие морозы может выдержать только ПАО синтетика и Эстеры. Гидрокрекинг уступает по температуре застывания и динамической вязкости CSS

Обратите внимание на таблицу выше, в разделе SAE.
В остальном, нет никаких отличий в выборе масла для зимы или для лета, последовательность такая же

Среднецепочечные триглицериды

Среднецепочечные триглицериды (Medium Chain Triglycerides или MCT)

— это вид синтетического диетического жира, впервые полученного в фармацевтической промышленности из кокосового масла в 1950-х годах для лечения пациентов, не способных переваривать обычные жиры. До сих пор применяясь в медицинских целях, масло МСТ стало также популярной фитнес-добавкой, рекламируемой как жиросжигатель, ускоритель роста мышц и источник энергии.

Среднецепочечные триглицериды состоят преимущественно из жирных кислот с 8 и 10 атомами углерода (среднецепочечные жирные кислоты, MCFA). Имеются отдельные сообщения о том, что среднецепочечные триглицериды

метаболизируются быстрее, чем длинноцепочечные триглицериды, с незначительным отложением среднецепочечных жирных кислот в тканях или его отсутствием, частично окисляясь независимо от карнитина и оказывая возможно меньшее влияние на функционирование ретикулоэндотелиальной системы.

Клинические эффекты применения физической смеси среднецепочечных и длинноцепочечных триглицеридов не отличаются от жировых эмульсий на основе длинноцепочечных триглицеридов. Отмечено, что при применении высоких доз физической смеси существует опасность развития кетоацидоза и токсического действия на центральную нервную систему, ввиду высокого количества октаеновой (С8) кислоты. Структурированные триглицериды содержат сбалансированное – эквимолярное соотношение среднецепочечных и длинноцепочечных триглицеридов и относительно меньшее количество октаеновой кислоты, поэтому более безопасны чем физической смеси. Физические смеси эмульсий средне- и длинноцепочечных триглицеридов доступны на рынке с 1980-х гг., а структурированные триглицериды – с 1990-х. Физические смеси эмульсий средне- и длинноцепочечных триглицеридов не одобрены FDA, в США не применяются.

Как подразделяются автомасла по базовой основе

С целью защиты, рекламирования, продвижения своего товара на рынке, производители автомобилей, запчастей, объединились в ассоциации и создали собственные стандарты смазочных материалов.

Это необходимо потому что масло, применяемое для мотора, напрямую зависит от его конструкции. С расширением рынка продаж, ассортимента автомобилей стало востребованным взаимозаменяемость масел различных производителей.

При конструировании двигателя, одновременно под него закладываются стандарты смазки. Величина зазоров между комплектующими должна полностью заполняться вязкой жидкостью. Ее густота должна быть достаточной:

  • для смазывания всех деталей;
  • создания непрерывной масляной пленки при изменении условий эксплуатации, температуры окружающей среды;

Таким образом, в руководстве по эксплуатации автомобиля любой марки, всегда указано какой смазочный материал оптимально подходит для данного мотора.

Согласно системе API (американская система), классификация моторных базовых масел, по виду основы, подразделяет все смазки на пять групп. До 2006 года синтетическим маслам соответствовали группы IV и V, I, II, III – соответствовали минеральным основам. Начиная с 2007 года полностью минеральной осталась только I группа.

Что такое масло гхи

Масло гхи — это топленое масло, которое не содержит молочный белок и лактозу. Благодаря этому его можно употреблять людям, которые страдают непереносимостью лактозы, синдромом раздраженного кишечника и другими заболеваниями, связанными с проблемами усвоения жиров.

В Индии и других странах Южной Азии масло гхи считается целебным продуктом, который укрепляет организм, выводит токсины, оздоравливает тело, укрепляет дух, дарит долголетие.

Чем отличается масло гхи от топленого масла

В Индии и других восточных странах продукт готовят путем длительного перетапливания сливок или масла при небольшой температуре, при этом осадок и пленка отделяются. Считается, что масло гхи, изготовленное с соблюдением всех правил, можно хранить до ста лет.

Традиционный русский рецепт топленого продукта включает добавление воды и несколько этапов топления: к одному килограмму сливочного масла добавляют 10 стаканов воды. Данную смесь топят до тех пор, пока масло не распустится в посуде. Затем ставят масло на холод, дают ему застыть и через боковое отверстие сливают излишки воды. Далее процесс перетопки повторяют до тех пор, пока вода, которую сливают из охлажденного масла, не станет прозрачной. Получившееся масло солят, перекладывают в посуду для хранения, заливают сверху небольшим слоем соляного раствора и хранят в холодном сухом месте (в погребе). Срок хранения такого продукта – до четырех лет.

Промышленный способ получения топленого масла также отличается от традиционного способа ручного приготовления. Сливочное масло растапливают при температуре 40–50 градусов, затем в центрифуге отделяют от молочного белка, молочного сахара и воды. После этого получившийся продукт быстро нагревают до 100 градусов в вакуумном котле, в результате чего испаряется оставшаяся вода. После этого масло взбивают и расфасовывают.

Все три продукта очищены от молочного белка и лактозы, содержат минимум воды. Однако рецептура, требующая неспешного и аккуратного обращения с продуктом, позволяет сохранить максимум полезных свойств.

Существуют и другие отличия продукта от других видов топленого масла:

  1. Масло гхи выдерживает температуру до 180–200 градусов, его температура горения выше, чем у обычного топленого или сливочного, что делает его идеальным для приготовления на нем пищи.
  2. Обычное топленое масло повышает холестерин в крови, гхи же, благодаря очистке в ходе приготовления, способствует снижению уровня холестерина.
  3. Масло гхи отличается от топленого сливочно в рецептах других культур температурой при производстве. Первое готовится при низких температурах, исключающих кипение, в течение нескольких часов.
  4. Топленое масло в европейских традициях обычно не подразумевает наличие дополнительных свойств, кроме питательных. Маслу гхи приписывают целебные и косметические свойства. В Аюрведе считается, что человек, регулярно употребляющий им, становится более радостным, у него развиваются творческие способности, он обращается к Богу и ощущает единство со всем живым миром. Появляется ощущение поддержки и помощи от внешних сил, уверенность в себе, пропадает страх, чувство отчаяния и грусти, энергетика в целом становится сильнее, чище, наполняется силой солнца. Аюрведа уверяет, что масло гхи придает ясность восприятия, мотивирует и вдохновляет.

Что особенного в жирах МСТ и как они работают

Так как жиры нерастворимы в воде, они не могут путешествовать по крови в свободном виде. Иначе кровь была бы похожа на поверхность супа с каплями жира, которые забивали бы сосуды.

Поэтому триглицериды обычно упаковываются в липопротеины (те, которые еще ошибочно называют плохим и хорошим холестерином) и хиломикроны, чтобы доставляться в органы.

Но это не относится к МСТ.

Они тоже нерастворимы в воде, но им не нужно усваиваться в кишечнике и упаковываться в хиломикроны. Они туда даже не доходят.

Вместо того, они из желудка всасываются через воротную вену в печень. И там быстро вовлекаются в процесс бета-окисления и переработки в кетоны.

MCT проще попасть в клетки и сжечься, так как для этого им не нужен карнитин.

А если и этого было мало, то МСТ к тому же неохотно откладываются под кожей, в отличие от других жирных кислот.

В общем, они как будто созданы для быстрого и эффективного сжигания.

Например, одно исследование на мужчинах с лишним весом показало, что диета с  МСТ вместо других жиров вызвала ускорение оксидации жирных кислот, повышение расхода энергии и уменьшение веса.

То есть, МСТ — это источник быстрой энергии в мире жиров.

Кстати, каприловая кислота (С8) лучше других среднецепочечных жирных кислот перерабатывается в кетоны.

Классификация ACEA

Делит масла на аналогичные API эксплуатационные группы, помогая подбирать оптимальное, исходя из года выпуска и особенностей конструкции двигателя. Имеет класс A/B – универсальный для бензиновых и дизельных двигателей, С для дизельных и бензиновых, соответствующих самым современным экологическим требованиям Euro-4, Е – масла для нагруженных дизельных двигателей тяжелого транспорта. В этой классификации только некоторые группы могут заменить другие.

В последней редакции 2012 года выделены три категории:

ACEA AB – Смазки для моторов с питанием бензином и дизелем. Объединяет все разработанные до 2004 года классы A и B, которые в более ранних редакциях делили смазки на две категории по типу топлива. Сейчас в этой категории 4 класса: А1/B1, A3/B3, A3/B4, A5/B5.

Класс Применение Характеристики
А1/В1 Для определенной категории двигателей с небольшой нагрузкой, в которых можно применять маловязкие масла. Имеет увеличенный пробег, не рекомендовано для жаркого климата. Энергосберегающее.
А3/В3 Для двигателей легковых авто и грузовиков малого тоннажа с высокой мощностью, с турбонаддувом и без Средний интервал замены. Может использоваться в любой сезон.
А3/В4 Для агрегатов с турбиной, непосредственным впрыском и насос-форсунками или системой Common Rail. Практически полностью идентично А3/В3, но подходит для новых инжекторных систем. Может заменить предыдущую категорию.
А5/В5 Для высокофорсированных моторов легкого транспорта, где допускается использование смазок малой вязкости. Маловязкое, подходит для зимних месяцев. Не подходит к некоторым типам двигателей.

ACEA C – смазки для бензинового и дизельного топлива, подходят под самые жесткие современные требования экологов по содержанию веществ в выхлопе. Можно использовать в системах с катализаторами и сажевыми фильтрами, так как имеют сниженную зольность. В этой категории 4 класса: C1, C2, C3, С4.

Класс Применение Характеристики
С1 Бензиновые и дизельные двигатели с инжекторами, мощные с малым зазором между внутренними деталями. Экономит топливо и распадается до нейтральных веществ в выхлопе. Не допускается использовать в устаревших конструкциях или двигателях, в которые ранее заливались более агрессивные материалы.
С2 Экономные двигатели с системами очистки выхлопа. Отличие от предыдущей категории в более высоком содержании фосфатов и сульфатов.
С3 Моторы с системами очистки выхлопа, работающие в сложных условиях, с турбонаддувом или без. Отличается от С2 повышенной вязкостью, низкая и средняя зольность. Подходит для увеличенных интервалов замены.
С4 Для систем, оборудованных сажевыми фильтрами DPF и трехкомпонентными катализаторами TWC. По составу похож на С1, но выше вязкость.

ACEA E – смазки для дизелей, работающих с большой нагрузкой, и тяжелого транспорта. Категория была введена в самом начале создания класса в 1995 году. В новой редакции 4 класса: Е4, Е6, Е7, Е9.

Класс Применение Характеристики
Е4 Современные двигатели, отвечающие нормам Евро от 1 до 5 и работающие в тяжелых условиях. Обеспечивает чистоту деталей и защиту от износа, длительный интервал замены. Не подходит для систем с сажевым фильтром, совместим не со всеми системами очистки выхлопа.
Е6 Для современных моторов, отвечающих требованиям Евро от 1 до 5 с системой очистки выхлопа, с сажевым фильтром или без, снижением выбросов оксида азота. Обеспечивает чистоту внутренних деталей, защищает от износа, увеличенный интервал пробега.
Е7 Дизельные моторы, работающие на больших оборотах класс Евро от 1 до 5, оборудованных системой очистки выхлопа. Не подходит для систем с сажевым фильтром. Повышение антиокислительных и моющих свойств. Увеличенные интервалы замены.
Е9 Отличие от Е7 в совместимости с сажевым фильтром. Ограничение по зольности.

Синтетика или полусинтетика: в чем разница

Синтетика

Для начала нужно разобраться: что такое синтетика, а что такое полусинтетика. Синтетическое масло – это искусственно синтезированная жидкость, основой для которой выступают все же органические вещества – природный газ или нефть. Для изготовления используются различные технологии, которые рассмотрены в отдельной статье, здесь повторюсь, что получаемая в результате смазка сохраняет свои характеристики на протяжении всего срока использования, считается сейчас самым совершенным видом смазочных материалов, улучшена молекулярная формула, устойчива к окислению.

Синтетическое масло дополняется пакетом присадок, улучшает сгорание топлива и мощность мотора. Синтетика сохраняет вязкость при широком диапазоне температур, в морозы двигатель заводится проще, при перегрузках сохраняет стабильность. Обеспечивает стабильную пленку на деталях в любых условиях, обладает высокой текучестью. Но есть у этого вида масла существенный минус – высокая стоимость, потому используется она в основном только в новых двигателях, требовательных к качеству смазки и просто дорогих своим владельцам. Как известно, чем новее вещь, тем более трепетно мы к ней относимся. Но если говорить о совместимости, то для новых моторов лучше подходит именно синтетика.

Важно! Если прям на пальцах, все масла состоят из базовых масел + пакет присадок. По сути все делает из минеральной основы

Но именно в синтетике этих присадок больше, чем базовых масел. Поэтому состав выходит более стабилен, чем у полусинтетики. И помним, что синтетика бывает разная, гидрокрекинг(когда используется базовые масла 3й группы), ПАО синтетика и Эстеры. У Shell своя технология производства базового масла из газа.

Полусинтетика

Это смесь пакета присадок и минерального масла, но в разы меньше присадок, а минералки больше. При этом базы минерального масла бывают разных классов, в синтетике как правило эти классы выше и чище. В полусинтетике вы не встретите ПАО или Эстеры Процент содержания той или иной составляющей никак не регламентируется, в зависимости от производителя это может быть содержание 50х40, 70х30 и так далее. Полусинтетика не выдерживает такие же сильные морозы, как чистая синтетика, в ее состав всегда входит меньше присадок, она более подвержена окислению. То есть представляет собой такую себе золотую середину между дорогой синтетикой и дешевой, но малоэффективной минералкой. Благодаря таким свойствам полусинтетика пользуется гораздо большей популярностью, особенно для авто с пробегом или ранних годов выпуска.

Важно! Выбрать синтетику или полусинтетику — лично Ваш выбор. Производители в инструкции указывают как правило вязкость по SAE в паспорте

Если, допустим, у вас указано 0w-20 — это будет синтетика. А если 10w-40 — то полусинтетика, но даже в классе 10w-40 встречается синтетика, поэтому вы можете в Ваз смело лить синтетику, если так спокойнее и считаете это необходимым. 

Об использовании масел в напитках и еде

Не существует отдельной категории масел, созданных для добавления в пищу. Обычно на упаковке масла указано, можно ли применять его внутрь. Чайная ложка масла эвкалипта может оказаться фатальной для ребенка. Масло мяты болотной на 80 процентов состоит из галлюциногенного химического соединения пулегона, который очень токсичен для печени, почек и мозга. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом. Из-за высокой концентрированности употребление масел может привести к тошноте, расстройству желудка и отравлению. Не стоит добавлять в воду масло лимона вместо сока лимона, организму будет тяжелее усвоить продукт.

View on Instagram

Основные действия эфирных масел по мнению экспертов

В составе масел апельсина, лимона, грейпфрута, мандарина присутствуют фуранокумарины — они фототоксичны, активно поглощают УФ-лучи и могут вызывать ожоги кожи. Поэтому их не рекомендуется использовать в период активного солнца — они вызывают фотостарение кожи.

В эфирном масле ромашки и ветивера есть компонент сесквитерпен, который обладает иммуностимулирующим действием.

Масло имбиря очень любят использовать в косметологии. Оно усиливает микроциркуляцию, кровообращение, придает коже здоровый вид. Его включают даже в профессиональные уходы. Каплю масла имбиря хорошо добавлять в маски для лица.

Эссенция бергамота стимулирует рост волос, уменьшает выработку кожного сала, способствует улучшению обмена веществ и снижению кортизола, гормона стресса.

Лаванда обладает противосудорожным и антибактериальным действием. В сочетании с аргановым маслом избавит от зуда, если нанести смесь на места укусов комаров.

Мята применяется как болеутоляющее и успокаивающее средство.

Перечная мята помогает бороться с тягой к сладкому. Добавьте листья мяты в воду, пару капель в смузи или каплю под язык или просто вдыхайте масло.

Розмарин показан при кожных заболеваниях.

Эвкалипт отлично справляется с проблемами верхних дыхательных путей.

В качестве жаропонижающего средства поможет базилик.

Жасмин и сандал — отличные природные афродизиаки.

Ромашка обладает противовоспалительным и гепатопротекторным эффектом.

Лимон отлично справляется с кровоточивостью десен и помогает победить тягу к сладкому.

Апельсин придает коже сияние, а пачули затягивают ранки и трещины.

Вывести паразитов поможет масло чайного дерева.

Грейпфрут помогает стабилизировать уровень инсулина в крови.

С целлюлитом справится корица, а при укусе насекомого зуд успокоит эссенция камфоры.

«Особое внимание хочу обратить на масло камфоры, полыни, шалфея. В них содержатся токсичные вещества — кетоны! С одной стороны, кетоны обладают прекрасными ранозаживляющими и антисептическими свойствами, но они могут быть крайне опасными для беременных», — подчеркивает Ткачева

Масло сандалового дерева не рекомендуют использовать на ночь, так как его яркий аромат возбуждает и препятствует спокойному сну.

View on Instagram

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации