Андрей Смирнов
Время чтения: ~10 мин.
Просмотров: 1

Минеральные смазочные материалы

Да здравствует минеральное масло !

Минеральные масла используются в косметике в течение нескольких десятилетий, но около 15 лет назад это было не так. Постепенно увеличиваясь появились слухи, что минеральные масла взывают акне, не дают нормально дышать коже и могут вызывать всевозможные проблемы со здоровьем. По мнению адептов натуральной косметики , растительные масла являются гораздо более безопасными и лучше для кожи, чем натуральные масла . Слухи слухами, но ведь дыма без огня не бывает! Пришло время привести результаты некоторых исследований.

Как я уже писала в своем блоге, то что компонент косметики «растительный» не обязательно означает, что компонент или продукт хорош или даже то что он безопасен. Есть много растительных масел более опасных для здоровья, чем минеральные масла.

Также известно , что несколько опасных веществ, содержащихся в нерафинированных растительных маслах, таких как, например, 3-хлорпропан-1 ,2-диол могут быть канцерогенными. Более того, в прошлом для того, чтобы сделать растительные масла еще дешевле, к ним добавляли плохо очищенное минеральное масло . Минеральные частицы находят даже на необработанных растительных маслах. Они могут появляться не только, в результате загрязнения продукта (например, упаковочным материалом), но и потому, что минеральные частицы парафина встречаются в природе в растительных маслах.

Очень много исследований было проведено по безопасности косметических минерального масла (см. также доклад Европейского агентства продовольственной безопасности) и из исследований ясно видно, что очищенное косметическое минеральное масло не токсично. Слух, о том что минеральные масла могут вызвать рак также не соответствует действительности. Действительно доказано, что полиароматических углеводороды, которые могут присутствовать в исходном материале — канцерогенны. Но в очищенном масле, которое используется для косметических и фармакологических целей эти вещества не присутствуют!

Если вы все еще сомневаетесь, будет полезно знать, что если вы наносите минеральное масло на кожу она на самом деле остается на вашей коже и, следовательно, почти нет веществ которые могут проникнуть в вашу кровь. Так как минеральное масло остается на поверхности кожи и образует слой изоляции там, это затрудняет испарение влаги и сухая кожа будет восстанавливаться быстрее. Исследования показали, что минеральное масло очень хорошо справляется с этим. И для людей, которые боятся эффекта уплотнения; минеральное масло не дает вам темные точки. Кожное сало может выйти из кожи и не блокирует поры! В самом деле, некоторые исследования показали, что даже 100% покрытие кожи слоем минерального , не вызывает появление темных точек.

Эффект уплотнения также не мешает поглощению кислорода через кожу. Кожа (в отличие от того, что часто утверждают) не дышит в прямом смысле, кислород достигает кожи через кровь, а не через воздух! Дерматологи охотно назначают пациентам минеральные масла , так как они могут предотвратить раздражение кожи, вызванные внешними раздражителями и помогают восстановить защитный барьер кожи. Дополнительным преимуществом является то, что вероятность аллергии в этом случае минимально. Вот почему минеральные масла часто используются в лечении экземы.

5 простых шагов для выбора автомобильного масла

  1. Открываем сервисную книжку автомобиля или каталог применяемости автомобильных масел.
  2. Определяем вязкость по SAE.
  3. Смотрим допуски API, ACEA, ILSAC (для азиатских и американских автомобилей).
  4. Очень редко, но все же производители требуют использование конкретного типа масла – синтетика, полусинтетика. Например, такие требования есть у ряда моделей BMW.
  5. Выбираем моторное масло по полученным спецификациям.

Эти простые шаги помогут подобрать масло для всех типов двигателей (бензиновые, дизельные, с турбиной), принцип выбора не отличается.

Вам не нужно держать в голове, что значит каждая маркировка по API, ACEA, ILSAC, достаточно выяснить, какой класс рекомендован для вашего автомобиля и подобрать масло, которое соответствует этому классу. Все проще, чем кажется. А теперь рассмотрим подробнее каждый шаг.

Вязкость минерального масла

Не только в минеральном, но и в других маслах (синтетика, полусинтетика), вязкость является важнейшей характеристикой. В моторном масле, как и в большинстве ГСМ, вязкость изменяется в зависимости от температуры (чем она ниже, тем больше масло становится вязким и наоборот). Для нормальной работы двигателя она не должна быть выше или ниже определенного значения, то есть, запуская холодный мотор при минусовой температуре, вязкость масла не должна быть большой. А в жаркое время года, при запуске разогретого движка, масло не должно быть сильно жидким, дабы обеспечивать между трущимися деталями прочную пленку и необходимое давление.

Масло для двигателя имеет определенный индекс вязкости. Данный показатель характеризует зависимость вязкости от изменяющейся температуры.

Индекс вязкости масла – безразмерная величина (просто число), которая не измеряется в каких-то единицах. Это число показывает «степень разжижения» масла, и чем выше данный индекс, тем шире температурный диапазон, при котором обеспечивается нормальная работоспособность двигателя.

График зависимости кинематической вязкости минерального масла от температуры.

В минеральных маслах, в которых нет вязкостных присадок, величина индекса колеблется от 85 до 100, а с присадками может составлять до 120. Малый индекс вязкости говорит о плохом запуске двигателя при низкой температуре окружающей среды и плохой защите от износа при высокой температуре.

По стандарту SAE, основные показатели вязкости (виды) масел на минеральной основе могут быть такими: 10W-30, 10W-40 и 15W-40. Эти 2 числа, разделенные буквой W, обозначают температурный диапазон, в котором данное масло можно применять. То есть, его вязкость, при нижнем пороге температуры и при верхнем, должна обеспечивать нормальную работу мотора.

К примеру, если это 10W40, то его температурный диапазон применяемости составляет от -20 до +35 °С по Цельсию, причем при +100 °С его вязкость должна составлять 12,5–16,3 сСт. Таким образом, при подборе смазки для двигателя, нужно понимать, что в минеральных моторных маслах вязкость изменяется обратно пропорционально температуре — чем температура масла выше, тем его вязкость становится ниже и наоборот. Характер этой зависимости отличается исходя из того, какое сырье и какой способ применялись при производстве масла.

О вязкостных присадках масла

Толщина масляной пленки между трущимися поверхностями зависит от вязкости масла. А это, в свою очередь, влияет на работу двигателя и его ресурс. Как мы разбирались выше с температурной зависимостью вязкости, высокая вязкость сопровождается большой толщиной масляной пленки, а с понижениям вязкости масла толщина пленки становится меньше. Поэтому, чтобы предотвратить износ некоторых деталей (кулачок распредвала – толкатель), приходится добавлять в «минералку» кроме вязкостных присадок еще и противозадирные, поскольку в таком узле создавать масляную пленку нужной толщины становится невозможно.

Масла разных производителей содержат различные пакеты присадок, которые могут быть несовместимы.

Дополнительные характеристики минерального масла

Кроме основных характеристик минерального масла существуют и несколько других.

  1. Температура вспышки является показателем легкокипящих фракций. Данный показатель определяет испаряемость масла в процессе эксплуатации. У некачественных маслах температура вспышки низкая, что способствует высокому расходу масла.
  2. Щелочное число – определяет способность масла к нейтрализации вредных кислот и противодействии отложениям за счет активных присадок.
  3. Температура застывания – показатель, определяющий температуру, при которой минеральное масло застывает и теряет текучесть за счёт кристаллизации парафина.
  4. Кислотное число – показывает наличие продуктов окисления масла.

Можно ли смешивать синтетику и минералку

Из перечисленного ранее можно сделать вывод, минеральные, синтетические и полусинтетические смазки имеют разные масляные основы и разные объемы, и составы пакетов присадок. Отличные вязкостные характеристики и температурные диапазоны. 

Что будет при добавлении синтетического масла в двигатель, смазывающийся минеральной смазкой и наоборот? Перемешивание разных основ с различным молекулярным строением и различной вязкостью не позволит добиться однородности смазывающего материала без потери защитных свойств.

Взаимодействие разных присадок и объемов одной смазки могут привести к выпадению в осадок присадок второго смазочного материала. Произойти это может из-за невозможности растворения «минеральных» присадок в синтетической основе и наоборот.

Возможно, образование вязкой смеси, которая способна закупорить масляные каналы, масляный насос. Масляное голодание и дорогостоящий ремонт как следствие.

Еще одной причиной является разрушение масляной пленки присадками одного или второго масла. Снижаются смазывающие функции, происходит увеличенный износ элементов двигателя.

В случаях экстренной необходимости смешивать масла разных основ возможно, но только для того, чтобы добраться до пункта замены смазочного материала.

Классификация по эксплуатационным свойствами

Еще одна важная классификация разделяет все масла в соответствии с их эксплуатационными свойствами. Фактически существует даже несколько таких классификаций, среди которых наиболее распространенной является американская API (American Petroleum Institute – Американский институт нефти). В соответствии с ней масло может предназначаться для транспортного средства с бензиновым или дизельным двигателем. В первом случае оно обозначается буквой S (Service), во втором – C (Commercial).

После S или C идет еще одна буква, показывающая уровень эксплуатационных свойств. Чем дальше она от начала алфавита, тем лучше, то есть масло с индексом SF лучше продукта с обозначением SA. На сегодняшний день продукты с наиболее высокими эксплуатационными свойствами имеют следующие обозначения:

  • для бензиновых двигателей – SN.
  • для дизельных двигателей – CF.

После букв идут цифры, обозначающие год, с которого начала действовать та или иная спецификация, например, SL (2001) или CJ (2010). В некоторых случаях спецификация может выглядеть так: CF-2 (1995), CH-4 (1998). Это означает, что масло предназначено для двухтактного или четырехтактного двигателя.

Существуют и универсальные продукты, которые подходят как для бензиновых, так и для дизельных двигателей. Они обозначаются следующим образом: SN/CF. Лучше всего, конечно, выбирать наиболее современные продукты, соответствующие высоким стандартам, принятым в последние годы.

Типы моторного масла по SAE

Используемая во всем мире классификация моторного масла по уровню вязкости была создана Американским сообществом автомобильных инженеров:

Зимнее

Несколькими годами ранее многие автовладельцы на вопрос о том, какое масло лучше всего заливать на зиму, отвечали – зимнее. Согласно классификации SAE, его обозначением была буква W. На упаковке такого смазочного материала обычно указывалось SAE 5W, 10W, 15W и т. д.

Расположенная перед буквой W цифра сообщала о том, какую минимальную температуру может выдержать моторное масло, не нанося вреда двигателю. В зимнее время года такое средство не становилось вязким, но при повышении температуры рабочей среды быстро становилось жидким.

Летнее

Данный тип моторного масла согласно классификации SAE обозначается только цифрой. Собственно, цифра означает самую высокую температуру, при которой возможно использование смазочного материала.

Всесезонное

За последние несколько лет весьма широко распространилось всесезонное моторное масло, сместив с рынков зимние и летние аналоги. Оно обладает определенными плюсами: его не нужно менять перед каждым сезоном, оно проще в обращении.

Обозначение такого типа смазочного материала – буква W и расположенные по бокам от нее две цифры. Первая означает зимние показатели, вторая – летние. Конечно, и у всесезонного масла имеются свои температурные пороги, однако подобрать подходящий вариант намного проще.

Подведем итоги

Как видно, для многих моторов вполне подходит качественное полусинтетическое или минеральное масло. Более того, многие водители отмечают, что даже с завода некоторые автопроизводители достаточно часто заливают в двигатель «минералку», а не дорогую синтетику.

Например, такая ситуация наблюдается с японскими автомобилями, которые эксплуатируются также на территории Японии. Технологичные и достаточно форсированные японские двигатели вполне нормально работают на минеральном и полусинтетическом масле, так как климат этой страны (отсутствие морозных зим) позволяет использовать такие смазочные материалы в ДВС с сохранением планового ресурса силовой установки.

Что касается стран СНГ, к вопросу подбора масла нужно подходить дифференцированно, то есть учитывать индивидуальные особенности эксплуатации ТС (делать поправку на интервалы замены масла, качество топлива, степень понижения температуры в зимний период и т.д.). Еще добавим, что в Европе, США или Японии синтетическое масло, в среднем, можно менять каждые 20 или даже 25 тыс. км. Более дешевая «минералка» также вполне способна выходить до 10 тыс.

При этом важно понимать, что в СНГ топливо низкого качества зачастую «убивает» любое масло намного раньше заявленного срока, причем как минеральное, так и качественную синтетику. Это значит, что дорогостоящую синтетическую смазку в наших условиях все равно потребуется слить максимум через 13-15 тыс

км., минеральное масло желательно заменить через 5-6 тыс., полусинтетику через 7-8 тыс. км, гидрокрекинг с трудом дотягивает до 10 тыс.

Получается, если в двигателе производителем допускается использование минерального масла, оно может оказаться самым рациональным выбором по соотношению качества и цены. Главное, вовремя менять такую смазку. Напоследок отметим, что при покупке смазочных материалов для двигателя, трансмиссии и других узлов, следует остерегаться подделок.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации