Содержание
Обеспечение коэффициента трения
Смазочные материалы для АКП выпускаются двух видов – с изменяемым и неизменным коэффициентом трения.
Они характеризуются фрикционными свойствами соприкасающихся поверхностей:
- трения покоя;
- трения скольжения.
В автоматических и роботизированных коробках передач, производимых Daimler Chrysler, применяются жидкости для трансмиссий обладающие смазывающими и фрикционными свойствами одновременно.
При срабатывании муфты включения передачи происходит постепенное уменьшение угловой скорости между подвижными и неподвижными дисками.
Масло Mopar atf 4 относится к смазке с изменяемыми свойствами, когда коэффициент трения скольжения снижается с уменьшением скорости скольжения сопряженных деталей.
Поэтому значение трения покоя у масла меньше, чем показатели трения скольжения. Это свойство учтено при разработке АКПП. Применение смазочного материала в трансмиссионных системах других моделей, кроме рекомендуемых производителем – недопустимо.
Обратите внимание
Гидравлическая жидкость Mopar atf 4 9602 несовместима с работой трансмиссий, где используются масла CVTF+4, ZF8, ZF9, Speed ATF.
Характеристики atf смазки Mopar
Масло Mopar atf 4 (артикул: 68218057AA) имеет характерный цвет – красный. Структура прозрачная, однородная, хорошо выдерживает критически низкие температуры. При морозе до -35 °С консистенция не меняется. Замерзает при -48 °С.
Базовое сырье имеет:
- чистую структуру;
- стойкость к воздействию свободных радикалов кислорода;
- насыщенные связи углерода;
- минимальные примеси серы до 0.03%.
При создании оптимальных фрикционных показателей, модификаторы оказывают положительное влияние на срок эксплуатации трансмиссионной жидкости.
В розничную сеть масло Mopar поступает в пластиковых канистрах емкостью до 5л. Продукт одобрен в качестве первой заливки АКПП, производимых вендором Daimler Chrysler.
Типичные физико-химические показатели
t °C вспышки | 210 |
Начальная1 °C кипения | >280 |
t °C самовоспламенения | >320 |
t °C замерзания | -48 |
Плотность при 15 °C | 851 кг/м3 |
Кинематическая вязкость при 40 °С | 35cSt |
Динамическая вязкость при -28.9 °С | 2.25 сПз |
Основные функции:
- передача крутящего момента через гидротрансформатор на автоматическую коробку;
- участие в работе составляющих АКПП;
- смазка подшипников качения и скольжения;
- поддержание рабочей температуры.
Положительные качества:
- инертность при взаимодействии с материалами уплотнителей;
- хорошая работоспособность в условиях низких температур средней полосы России;
- корректная защита деталей и узлов трансмиссии;
- низкий уровень образования осадка;
- отвод тепла от механизмов и узлов агрегата.
В состав продукта входит уникальный набор присадок:
- препятствующих образованию пены и коррозийным процессам;
- уменьшающих трение;
- стабилизирующих вязкость;
- придающих цвет.
Масло Mopar не накапливает статическое электричество. Замена производится через 35-45 тыс. км., в зависимости от условий эксплуатации. Уровень масла в коробке замеряется щупом при прогретом двигателе и селекторе передач в положении «N».
Масло ATF+4 под микроскопом
Масло ATF+4 одна из самых популярных технических жидкостей на американском рынке среди марок Додж, Крайслер и Джип. Её льют в механические коробку и автомат, в раздатку и гидроусилитель, причём производители настолько уверены в её всеядности и качестве, что предписывают ATF+4 как единственно правильное масло даже для заимствованных у Mercedes агрегатов. При всей своей проприетарности его легко найти в продаже, да и стоит оно сущие копейки по сравнению с аналогичными жидкостями прочих мировых производителей. Казалось бы, зачем выдумывать велосипед, что можно сделать не так, но не перевелись ещё на Руси таланты.
Всё чаще в последнее время приезжают автомобили с жалобами на гул из коробки и некорректное включение передач. Пробег далеко за сотню тысяч километров, а то и под две, поэтому закономерен вопрос как часто меняли масло и что лили. Стандартный ответ звучит «Да регулярно, лил оригинальное масло». Мы, конечно, доверяем, но не ленимся лишний раз проверить слова владельца и порой видим неясного происхождения коричневую бурду с характерным запахом гипоидного масла. На закономерное удивление что это и откуда, получаем три стандартных ответа:
- мне сказали, что залили оригинал;
- это ничуть не хуже, а даже лучше;
- а какая разница?
После очередного случая собрали эту жижу в одну банку, во вторую залили оригинальное масло ATF+4 и поставили на сутки в морозилку, где температура не опускается ниже 15-20 градусов – отличная имитация стандартных зимних столичных условий, хотя в этом году за кольцевой автодорогой и до минус тридцати пяти падало. Через сутки достали, посмотрели и несколько удивились.
На первый взгляд разница только в цвете
С первого взгляда отличия минорны: иной цвет, отсутствие прозрачности и корка на поверхности, но стоило пошевелить банку…
Видео сняли не с первого дубля, то есть трансмиссионка как минимум 7-8 минут находилась в тепле и только после этого начала плавно-плавно единой массой сползать по стенкам перевёрнутой банки.
Непонятная коричневая субстанция замёрзла
Оставили масло на сутки размораживаться и увидели, что термоядерная жидкость начала расслаиваться на составляющие.
Масло ATF+4 против неизвестной бурды
То ли это остатки оригинальной ATF+4, смешанные с гипоидным маслом, то ли заменитель разливали в ближайшей подворотне, но выглядит удручающе.
Коричневая жидкость расслаивается на составляющие
Смотрите какая разница, хотя оба масла находятся в одинаковых условиях.
А теперь представьте, что происходит внутри трансмиссии при отрицательных температурах. Правильно, повышенный износ с последующим выходом коробки из строя и ремонтом, опустошающим карман. Масло ATF+4 проверено годами на десятках моделей автомобилей, во многих нагруженных узлах и показывает себя только с лучшей стороны, не стоит изобретать велосипед, искать аналоги, заменители или жидкости, потенциально превосходящие его по качеству. Сэкономить не выйдет, а нанести вред проще простого. Вся беда в том, что случай не единичный. Не знаете что лить? Уточните у специалистов. Сомневаетесь? Под рукой есть интернет. Одна бабка сказала? Прочитайте руководство по эксплуатации и не идите на поводу у доморощенных экспертов.
Омывающая жидкость в тормозной системе, антифриз в гидроусилителе или бачке омывателя, гипоидное масло в механической коробке T355, масло ATF+4 в вариаторе Jatco JF011E… Здравому человеку этот список кажется чем-то невероятным, притянутым за уши, но «кто в армии служил, тот в цирке не смеётся». При должном обслуживании ваш автомобиль будет радовать вас десятки лет, но опрометчивые решения обязательно выльются боком в самый неподходящий момент.
Для каких машин подходит?
- Dodge Caliber
- Dodge Avenger
- Dodge Journey
- Fiat Freemont
- Jeep Compass
- Jeep Liberty
- Jeep Patriot
- Chrysler Sebring
Достоинства и недостатки
К основным преимуществам ATF+4 от компании МОПАР эксперты относят такие характеристики.
- Способность переносить критические температурные перепады. Масло приспособлено к работе при минимальных температурах, что обеспечивает легкий старт и включение передачи после длительных простоев на морозе.
- Стабильность показателей окислительной способности. Масло не подвержено термическому окислению или механической деструкции. Это обеспечивает достаточный запас для эксплуатации при увеличенных сервисных интервалах.
- Базовые масла значительно продлевают срок службы узлов трансмиссии благодаря грамотному подбору букета.
- Полная совместимость с коробками передач, работающими на устаревших стандартах.
К недостаткам относится возможность напороться на подделку.
Аналоги
Аналоги Mopar atf 4 MS 9602, имеющего артикул 05013457AA (946,353 мл), 05013458 (4546,09 мл), 05135127ЕА (1л), 68218058AC (5л):
- Ravenol AFT +4 Fluid;
- более ранней версии – MS – 7176;
- Valvoline ATF +4 и другие.
Существует множество предприятий, которые разрабатывают гидравлическую жидкость ATF с оригинальным составом. Специалисты сходятся во мнении, что для каждой коробки необходимы оригинальные, специально разработанные масла.
Однако, судя по составу, принципиального различия в свойствах современных ATF нет.
Компонентами масла данного типа служат:
- фрикционное волокно (картон);
- синтетические смолы;
- композиты углепластика;
- сажа;
- асбест;
- бронзовая крошка и т.д.
Каждый производитель подбирает этот состав в определенных пропорциях, чтобы добиться оптимальных значений сдвига между фрикционами для снижения коэффициента выделения тепловой энергии. Несмотря на различный состав, последовательность, используемая разработчиками, остается одной.
Возникает закономерный вопрос о характеристиках изменяемого и постоянного коэффициента трения.
Но в конструкции гидротрансформатора современных АКПП, у которых больше шести ступеней, для плавного переключения используется промежуточный режим – управляемое проскальзывание блокировки.
При этом регулятор давления удерживает коробку на грани проскальзывания. Но все же, не стоит пренебрегать инструкциями завода изготовителя.
Обратите внимание
Если залить Mopar atf 4 в коробку с жестким гидротрансформатором, может получиться эффект пробуксовки, а избыточное скольжение, особенно в старых, изношенных коробках, зачастую заканчивается фатально.
Не стоит экспериментировать в данной области, если вы не специалист. Пользуйтесь рекомендациями инструкции по эксплуатации автомобиля. В этом случае вы будете уверены в стабильной работе АКПП.
Описание продукта
Универсальное масло МОПАР АТФ 4 разработано на основе синтетических масел высокой степени очистки. Эффективный фундамент изделия отвечает за основные характеристики жидкости. Смазка подходит для эксплуатации в самых современных автомобилях, где применим этот или один из более ранних стандартов. Сбалансированная база позволяет гармонично нивелировать негативное влияние факторов, ослабляющих конструкцию АКПП.
Дополнительно состав содержит высокоэффективные моющие и противоизносные присадки, которые способны качественно поддерживать чистоту механизма. Особый микроклимат, подходящий для капризного узла создается благодаря букету дополнительных компонентов, препятствующих появлению микротрещин зубцов и перегревам, ввиду механических нагрузок.
Совокупность полезных компонентов позволяет минимизировать усилие во время перехода между передачами и оптимизировать терморегуляцию при работе в гоночном режиме.
В случае появления металлической пыли, формула полностью обволакивает частицы для их безопасного выведения из нагруженной зоны.