Андрей Смирнов
Время чтения: ~16 мин.
Просмотров: 67

3 вида самых распространенных шумов тормозов: причины и способы их устранения

Скрипят тормоза: 5 основных причин

Естественные вибрации

Когда колодки прижимаются к тормозному диску, останавливая его, они вибрируют. За счет акустики, которую создают колесные арки, этот звук усиливается и становится настолько громким, что его можно услышать.

Он – и есть тот самый легкий скрип, который полностью исправная тормозная система может издавать постоянно.

Чтобы этого не происходило, некоторые производители колодок дополняют их специальными накладками, гасящими резонанс. Другой способ – одна или две прорези шириной от 2 до 4 мм на рабочей поверхности детали: так площадь, которая соприкасается с диском, уменьшается и снижается резонанс. Такая причина скрипа – не повод беспокоиться и назначать встречу с автомехаником.

Новые колодки

На заводе их покрывают специальным защитным слоем с примесями, который может вызывать свист и скрип, пока не сотрется полностью. Чтобы сократить время его износа, нужно несколько экстренных торможений, то есть необходимо развить скорость не меньше, чем 100 км/ч и резко остановиться. При этом обязательно соблюдать технику безопасности. Если стало ясно, что причина скрипа – именно трение об диски новых колодок, вмешательство специалистов сервисного центра не требуется.

Эмоции от скрипа тормозов

Несовместимость материалов колодок и дисков

Такая ситуация может возникнуть по двум причинам:

  1. Несмотря на то, что для производства колодок используют одни и те же материалы, их соотношение каждый производитель подбирает самостоятельно. Похожим образом дела обстоят и с дисками. И тогда материал фрикционного слоя первых во время торможения может конфликтовать с чугуном вторых.
  2. Условие, при котором могут начать скрипеть даже давно установленные колодки: их физические свойства изменились после нагрева и резкого охлаждения. Так бывает, если автомобиль, который давно находится в пути, попадает колесом в глубокую лужу, или если машина долго простояла в очереди на мойку в жару. В результате появляется неприятный звук, который можно искоренить, лишь заменив колодки. Эта неисправность не требует спешного вмешательства, но устранить причину скрипа можно только в автосервисе.

Перегрев диска

Постоянная физическая нагрузка в дуэте с высокой температурой в некоторых случаях сказывается на геометрии диска даже без резкого охлаждения. И когда он теряет первоначальную выверенную форму, то неизбежно соприкасается с другими элементами системы при торможении. Чтобы избавиться от свиста, а то и скрежета в такой ситуации, требуется заменить тормозной диск. И здесь не обойтись без срочного визита в сервисный центр.

Пришло время смазать механизм

Кроме самой шайбы дискового механизма, которая крепится к двум, а то и ко всем четырем колесам, в тормозной системе достаточно механических узлов, которые требуют смазки.

Устройство тормозной системы с указанием ключевых механизмов

Поэтому если скрип и свист стали постоянными спутниками поездок на автомобиле – то есть, слышны не только во время торможения, – велика вероятность, что причина в недостаточно хорошо смазанных механизмах. В целом такая неполадка не влияет на работу узлов, но может сократить срок их работы, поэтому срочное вмешательство остается на усмотрение автовладельца. Обработать детали специальным техническим маслом можно самостоятельно, если есть яма или другая возможность подобраться к системе.

Как подобрать колодки для системы V-brake?

Существует два вида тормозных колодок для ободной системы торможения одноразовая и картриджная.

Конечно же, одноразовая вовсе не означает, что ее эксплуатация рассчитана на одну поездку. В зависимости от стиля езды ее может хватить на достаточно долгий срок, но при износе придется покупать заново всю систему торможения.

Картриджная система, хотя и стоит подороже, подразумевает смену только резиновой части колодок, что в итоге оказывается более выгодным приобретением.

Также обратите внимание на размер колодок. Чем больше их размер, тем больше площадь воздействия на обод и, соответственно, более высокое сцепление и уменьшение тормозного пути

Производители выпускают три вида колодок, рассчитанных для поездок в сухую погоду, в сырую и универсальный вариант, подходящий для любого сезона.

Периодически необходимо осматривать колодки на предмет износа. Это будет заметно, когда перпендикулярные канавки на колодках исчезнут, что является сигналом к замене стершихся элементов.

Возможные причины скрипа тормозной системы

Возникающий, при нажатии на педаль тормоза скрип, в работе тормозной системы, это особый вид резонанса с меняющейся частотой, который появляется от колебаний движущихся частей, тормозной системы. Эти колебания и резонанс есть всегда, и когда частота попадает в слышимый диапазон, наше ухо воспринимает это как скрип, писк различных тональностей.

Этим эффектом, часто пользуются производители, для создания механической системы предупреждения о максимальном износе тормозных колодок. Перед серьезным ремонтом, следует убедиться, что причина скрипа тормозов не кроется в срабатывании этой системы.

!!!ВАЖНО!!!

Если появился скрип при нажатии на тормозную педаль, первым делом необходимо узнать – какая система износа колодок стоит на автомобиле.

Даже в современных авто, производитель ставит не электронную, а классическую, механическую, так как она все таки более надежная. Работает она так: на внутреннюю колодку (она всегда сильнее изнашивается) прилепляется металлическая пластина определенной длины, при максимальном износе колодок, эта пластина начинает касаться тормозного диска (не царапая и не повреждая его) и издавать сильный и противный скрип при нажатии тормоза. Ездить так, без замены колодок, невозможно и водитель вынужден, обратится в сервис центр или на СТО.

Следует отметить, что работоспособность тормозной системы в такой ситуации – 100 %, только звуковой эффект не дает полностью воспользоваться автомобилем.

Если скрип при нажатии тормоза, возникает не по вине предупредительной системы износа колодок, то вероятнее всего он происходит по следующим причинам:

  1. изначальная или приобретенная несовместимость материалов колодок и диска. Такая несовместимость может, появится сразу, а может быть приобретенной, в результате перегрева тормозной системы. Например, нагрев и резкое охлаждение (при попадании в воду) способны изменить физические свойства фрикционных накладок и привести к скрипу;
  2. износ колодок до металла, издает сильный «металлический» скрежет при торможении. Часто это происходит по вине автовладельца, но есть и другие причины, обычно связанные с преждевременным износом колодок в результате неисправностей. К таким дефектам можно отнести: преждевременный износ колодок только с одной стороны (подклинивание тормозного суппорта), чрезмерный износ всех колодок (неисправность вакуумного усилителя) и так далее;
  3. некачественная замена тормозных колодок, при которых не были (или неправильно) установлены специальные, противоскрипные пластины. Эти пластины не всегда идут в комплекте с новыми колодками и их необходимо снимать со старых, осматривать на предмет износа, дефектов и устанавливать на место, используя рекомендации завода – изготовителя (смазку, обработку специальными материалами);
  4. неравномерный износ или искривление тормозного диска или барабана. Так же одна из самых распространенных причин скрипа. Бороздка, возникающая в результате естественного износа тормозного диска, касаясь нерабочей части тормозной колодки, часто скрипит (особенно при установки новых). Деформации и искривления тормозных дисков и скрип, связанный с этой проблемой, также довольно частое явление, особенно в летней период и в горной местности. Неопытные водители, попав в условия горных серпантинов, часто становятся жертвой горных дорог. Не соблюдая элементарные правила движения по горным дорогам, буквально через несколько десятков километров приводят в негодность всю тормозную систему;
  5. попадание инородного предмета в зазоры колесного тормозного механизма (камень, кусок проволоки и тому подобное);
  6. из не существенных или не относящихся к тормозной системе, можно отметить следующие причины скрипа.

Атмосферные условия: при морозе, жаре или повышенной влажности допускается скрип тормозов в начальный период движения автомобиля.

Повышенный люфт в ступице колеса, в результате которого излишние колебания вызывают повышенный шум и скрип, как при движении, так и при торможении.

Что делать, если скрипят колодки при торможении автомобиля

Способы избавления от скрипа зависят от выявленной причины его возникновения. Если обнаружилось, что при торможении колодки скрипят, и имеет место чрезмерный их износ либо эти изделия низкого качества, их необходимо заменить. Порядок замены деталей для различных моделей автомобилей может отличаться.

В общем виде порядок следующий:

  • колесо автомобиля, где будет производиться замена, приподнять домкратом и снять;
  • тормозной суппорт очистить от загрязнений;
  • у суппорта выкрутить верхний палец;
  • отодвинуть суппорт книзу и снять изношенные детали;
  • протолкнуть поршень в цилиндр монтировкой;
  • установить новые тормозные колодки.

Дальнейшая сборка выполняется в обратном порядке. Учитывая, что установленным деталям необходима притирка, первое время эффективность торможения будет низкой. Следует иметь в виду этот момент. Как правило, притирка происходит в течение максимум 2-3 дней при условии не слишком интенсивной эксплуатации автомобиля, после чего тормоза перестают скрипеть.

Если на рабочие поверхности дисковых тормозов автомобиля попадают мелкие частицы грязи, они со временем измельчаются и удаляются самостоятельно, а неприятный скрип при торможении пропадает. Поэтому дополнительная очистка в этом случае не нужна. Если же скрипят задние тормоза барабанного типа, их следует очистить. Для этого снимается соответствующее колесо вместе с тормозным барабаном, и весь механизм продувается сжатым воздухом. Затем снятые детали ставятся на место.

Неисправный по внешним признакам тормозной суппорт автомобиля нужно снять и выполнить его дефектовку. В случае подтверждения неисправности суппорт необходимо заменить на новый. Закисшие направляющие снимаются и промываются керосином или бензином. Затем на их поверхность наносится литиевая смазка, и направляющие ставятся на место. При этом нужно проверять ровность пальцев и их подвижность в посадочных местах.

Если начали скрипеть колодки при торможении на автомобиле, можно решить проблему и довольно нетривиальным способом — созданием пропилов на колодках. Данный способ настолько эффективен, что используется даже крупными производителями, не говоря уже про гаражные мастерские. Суть способа сводится к уменьшению площади вибрирующей поверхности путем создания пропилов. При разделении поверхности пропилами изменяется частота колебаний при торможении и, как следствие, тормоза перестают скрипеть. Для достижения максимального эффекта пропилы надо делать в нескольких местах на поверхности изделия. Необходимо знание, каким образом пропилы в тех или иных местах скажутся на качестве торможения и на общей надежности тормозов. Изготовитель изделия, проводя данную операцию, дает гарантию на эффективность мероприятия. Самостоятельное же выполнение пропилов не гарантирует нужный результат.

В некоторых случаях скрип, возникающий при торможении автомобиля, устраняется с помощью специальной смазки, наносимой на направляющие суппорта. Смазывать желательно и все остальные части тормозной системы, если меняются изношенные детали.

Тормозные колодки зачастую комплектуются противоскрипными пластинами, которые монтируются между колодкой и поршнем и способствуют более плотному прилеганию колодки к диску и не дают этим элементам скрипеть при торможении. При отсутствии данных пластин в комплекте их можно купить отдельно.

Также колодки с закругленными краями способны уменьшить возникающую вибрацию. Усилие на диск при этом сглаживается, что и обеспечивает снижение вибрации и устранение сопутствующего скрипа.

Виды тормозных систем

Существует два популярных вида тормозных систем, каждая из которых имеет ряд преимуществ и недостатков, но это не мешает им находить определенный процент велосипедистов, отдающих предпочтение именно той или иной системе.

Речь идет о следующих тормозных системах:

  • ободные тормоза;
  • дисковые тормоза.

Ободные, следуя из названия взаимодействуют именно с поверхностью обода, замедляя его вращение, тем самым останавливая транспортное средство. Ободные тормоза также называют клещевыми, за счет принципа действия сдавливания схожего с зажимом клещей или V-brake, так как внешне они напоминают букву V.

Дисковые тормоза, представляют собой металлическую пластину, устанавливаемую в районе втулки колеса, на которую воздействует система зажима, останавливающего действия.

По каким причинам может возникать свист в колодках?

Информирован – значит вооружен! Начнем с самых распространенных причин неполадки в колодках тормозов. Некачественные колодки, а именно материал, из которых они изготовлены, практически всегда приводят к неполадкам с системой. Плохие тормоза быстро выходят из строя, в этом случае нет смысла ремонтировать их, проще заменить их на новые, более качественные и дорогие, так как в итоге вам придется менять не только их, но и сам тормозной диск. Полная замена тормозной системы может обойтись вам очень дорого, поэтому лучше сразу оборудовать свое авто хорошей «начинкой».

Если скрипят тормоза – значит нужно срочно проводить диагностику их исправности. Но не всегда причина кроется в колодках, возможно, они просто не подходят тормозному диску. Чтобы такого не произошло, всегда внимательно подбирайте детали для своей машины. Ошибаются и сами производители, оснащая свои детища дополнительными элементами для повышения уровня эксплуатации. Если вы решили заменить колодки или тормозной диск, лучше выбирайте детали той же марки, что и авто.

Вы можете столкнуться с трудностями после замены тормозов. Свисты возникают из-за того, что элементы системы покрыты защитным слоем, через некоторое время этот слой стирается, а звуки при торможении прекращаются. Для того, чтобы побыстрее адаптировать новую систему, сделайте несколько резких торможений, чтобы защитный слой удалился быстрее.

Дискомфорт может доставлять и вибрация тормозов, которая спровоцирована некачественной защитной пластиной или вообще ее отсутствием. Чаще всего в данной ситуации требуется заменить или установить защитную пластину между колодками и тормозным диском, после чего неприятные вибрации должны прекратиться.

Обратите внимание на то, что любая тормозная система оснащена индикатором износа, именно он может стать причиной визга при торможении. Индикатор имеет вид металлической пластины, которая при определенном пробеге автомобиля начинает соприкасаться с диском

Эти контакты и являются причиной посторонних звуков. Даже на новых хорошо адаптированных колодках могут быть недочеты, они заключаются в неправильном креплении металлического защитного диска. Из-за этого, контакт между двумя деталями возникает раньше положенного срока

Индикатор имеет вид металлической пластины, которая при определенном пробеге автомобиля начинает соприкасаться с диском. Эти контакты и являются причиной посторонних звуков. Даже на новых хорошо адаптированных колодках могут быть недочеты, они заключаются в неправильном креплении металлического защитного диска. Из-за этого, контакт между двумя деталями возникает раньше положенного срока.

Важно знать, что при большом пробеге автомобиля повреждается и тормозной диск, в таком случае нужно производить замену всей системы.

В лучшем случае вы можете избавиться от скрипов путем прочистки. Дело в том, что иногда в систему торможения может попадать вода и воздух, именно это и служит причиной шумов. В данной ситуации будет достаточно провести полную разборку системы, после чего обработать все элементы и надежно установить их на место.

Для того, чтобы полностью понять природу неполадок, нужно разобраться в том, какие детали авто могут влиять на торможение. К таким элементам относятся только подвижные детали:

  • передние и задние тормозные колодки;
  • поршня (или суппорты);
  • деформация или выход из строя тормозных дисков или барабанов;
  • несмазанная педаль тормоза;
  • люфт в районе колес.

Важно знать!!! Погодные условия также влияют на тормозную систему. В условиях, повышенных или пониженных температур, допускаются незначительные и непродолжительные скрипы тормозной системы

Если автомобиль находился долгое время в состоянии покоя, тогда перед эксплуатацией необходимо смазать основные механизмы системы.

Помните!!! Исправность системы заключается в плавном и бесшумном торможении.

Конечно, неприятные шумы при езде доставляют большие неудобства, но вы самостоятельно сможете справиться с этими неурядицами. Тем более, что не всегда требуется полная замена тормозной системы. Не стоит тратить деньги на услуги СТО, если вы имеете немного свободного времени, то сможете легко произвести диагностику поломки и устранить ее. Тормозная система – это важный элемент любой машины, поэтому всегда помните, что на проблемы со скрипами и свистами необходимо реагировать оперативно. Ответственное и сознательное отношение к проблеме поможет вам быстро разобраться в корне работы.

Выбор новых тормозных колодок

На рынке запасных частей существует множество различных брендов, есть как известные, хорошо себя зарекомендовавшие фирмы, так и неизвестные изготовители. Выбрать запчасти (расходные материалы) из такого широкого ассортимента непросто, но есть простые правила, которых желательно придерживаться при выборе:

  • не стоит покупать детали той фирмы, о которой вы не слышали;
  • слишком низкая цена должна вызывать подозрение, приобретать такую продукцию не стоит;
  • чтобы не разочароваться в покупке, не будет лишним сначала почерпнуть информацию о конкретном товаре – почитать отзывы в интернете, проконсультироваться у продавцов, послушать мнения друзей (знакомых).

Наиболее известные производители тормозных колодок на российском рынке:

  • TRW;
  • Bosch;
  • Lynx;
  • Ferodo;
  • Allied Nippon;
  • Iberis;
  • Brembo.

Наибольшей популярностью и уважением пользуется продукция TRW, тем не менее, в интернете об этой марке можно встретить и негативные отзывы. Но здесь следует учесть, что некоторые собственники машин, давая отрицательную оценку запчастям, не всегда правы, ведь нередко дело не в плохом качестве колодок, а в состоянии самой тормозной системы.

Есть фирмы, которые не слишком хорошо известны, тем не менее, производят достаточно качественную продукцию. К таким производителям можно отнести компании:

  • Breck;
  • Hankook Frixa;
  • Roulunds;
  • Trans Master;
  • Rona.

Плохие или хорошие ТК – понятие относительное, в основном на российском рынке представлена достаточно качественная продукция. Тем не менее, качество запчастей некоторых производителей вызывает немало нареканий, считается, что не слишком хорошие тормозные колодки производятся под брендами:

  • Delphi;
  • Pilenga;
  • SCT;
  • Jurid;
  • Sfec.

Не всегда известная и популярная среди автомобилистов марка – гарантия качества, нередко встречаются и подделки. Достаточно часто подделывают ТК Ferodo, TRW, Allied Nippon, да и в целом фальсифицированная продукция производится под наиболее известными брендами

Чтобы после замены тормозных колодок не было больших проблем, покупая ТК, нужно обратить внимание на следующее:

  • форма накладки новой детали должна полностью совпадать с формой старой ТК, если она будет отличаться по размерам (больше оригинала), не исключено, что колодки буду долго притираться, появятся скрипы;
  • детали не должны иметь внешних заметных дефектов;
  • лучше, если колодки будут укомплектованы противоскрипными пластинами, больше гарантии, что они не будут скрипеть;
  • также удобнее приобретать ТК с пластинами-индикатороми износа, когда колодки будут изношены до критического предела, они подадут сигнал (металл пластинок начнет тереться о тормозной диск).

Разумеется, гарантировать на 100%, что вы выберете идеальные запчасти, сложно, но все рекомендации, приведенные в этой статье, помогут вам подобрать более качественные тормозные колодки, определиться с выбором.

Основные причины, усиливающие скрип (они и являются причинами слышимого скрипа)

1. Несоответствие материалов диска и фрикционного материала колодок.

Феродо (накладки на колодки) выполняются из специального материала, точный состав которого различается для каждого производителя. Феродо выполняется таким образом, чтобы обеспечивался максимальный тормозной эффект при минимальном износе.

Опытные водители знают, что в Жигулях скрип появлялся, когда феродо почти полностью выработался, и диск тормозится металлической частью колодки. Таким образом, чем более мягкий рабочий материал колодок, тем менее вероятен скрип, но изнашиваться они будут быстрее.

Очень часто водители приобретают«неродные» колодки, не задумываясь, что именно они могут быть причиной свиста. Вряд ли их восточные производители задумывались о совместимости материалов.

2. Скрипы новых колодок, обусловленные специальным напылением или покрытием.

Часто на новые колодки нанесено специальное предпродажное покрытие. Оно может вызвать скрип. Для его устранения достаточно пару дней поездить, совершая резкие торможения. Скрип должен исчезнуть.

3. Конструктивные особенности.

Конструкции некоторых типов колодок предусматривают противоскрипные пластины, которые устанавливаются, стабилизируя положение колодки относительно поршня. Таким образом, уменьшается вибрация колодки, соответственно, скрип.

Некоторые автолюбители неправильно устанавливают этот элемент или забывают его вообще. Иногда аналоги колодок продаются в комплекте без таких пластин. Поэтому рекомендуется заранее ознакомиться с конструкцией штатной колодки.

4. Антивибрационные сегменты.

Многие автолюбители обращали внимание на сегментацию некоторых типов колодок (прорези глубиной около 5 мм, шириной – пару миллиметров). Часто продавцы объясняют их наличие самоочисткой фрикционной пыли, вентиляцией и охлаждением

На самом деле, разделение на сегменты пропорционально количеству сегментов увеличивает частоту свиста. Если свист в обычной колодке, например, идет на «противной» частоте 12 килоГерц, то сегментация на три сегмента дает перенос частоты на 36 килоГерц, которая неслышима человеческим ухом.

В качестве эксперимента автолюбители сами пропиливают такие дорожки. Иногда даже спиливают края колодок, делая торможение более «мягким».

5. Износ тормозного диска.

Неравномерный износ тормозного диска часто приводит  к свисту и скрипу. Его можно проконтролировать в процессе замены колодок.

Причиной такого износа может быть заклинивание системы подвески суппортов. Самостоятельный ремонт суппортов и шлифовку диска лучше не производить: оптимально — отдать в ремонт специалистам. Все-таки, тормозная система.

Бесконечная шлифовка также невозможна. В сервисных программах (AUTODATA) и справочниках есть сведения о минимально допустимой толщине тормозного диска для каждой модели автомобиля.

6. Неправильная геометрия тормозного диска.

Так же может быть причиной скрипа. Диск можно искривить в результате ДТП или гидроудара (наезд в глубокую лужу на большой скорости).

7. Износ ступичного подшипника.

Он может шуметь при появлении износа только при торможении, лишь потом проявит себя полностью.

8. «Скрипуны».

Пластины, которые начинают тереть тормозной диск при износе колодок. В таком случае скрип полезен, как индикатор.

9. Погодные условия.

Зимой в рабочую область колодок может попасть лед, в любое время года – вода, песок, мелкие камушки. Если скрип после некоторого времени не проходит, необходимо произвести осмотр и диагностику.

Видео — почему свистят колодки при торможении и что делать в таком случае:

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации