Андрей Смирнов
Время чтения: ~10 мин.
Просмотров: 1

Топ-10 лучших смазок для ступичных подшипников

10 свойств смазок, о которых важно знать

В состоянии твердого тела смазочный материал имеет предел прочности, а в виде жидкости ему присуща вязкость. При эксплуатации он ведет себя сложнее, чем машинные масла.

Чтобы оценить потенциальную возможность смазок, необходимо изучить их многочисленные свойства, такие как:

  • Прочность

    Этот показатель должен быть высоким, чтобы нанесенные составы не слетали с динамических деталей и удерживались в парах трения. Но излишняя прочность смазки тоже ни к чему. Такая смесь будет плохо проникать в места контакта трущихся деталей механизма, что может стать причиной блокировки или заедания замков в дверях, багажнике или капоте. Чем меньше прочность смазки для автомобиля, тем она пластичней.

  • Вязкость

    Этот параметр показывает, как ведет себя смазочное вещество во время протекания, и тесно связан со скоростью деформации. Чем быстрее смазка изменяет свое состояние, тем меньше становится вязкость. Это отличает ее от машинных масел, густота которых постоянна при определенной температуре. Такое свойство автосмазок позволяет уменьшать расход энергии в подшипниках качения автомобиля, то есть сила трения в этой зоне практически аналогична, что на масле, что на смазке.

  • Тепло- и морозостойкость

    Как только смазка нагревается до каплепадения, она из твердого состояния переходит в жидкость. Отдельные составы даже при более низкой температуре расщепляются на компоненты – масло и загуститель. Некоторые, наоборот, нагреваясь и остывая в ходе химических реакций, окисляясь либо испаряясь, приобретают термическую устойчивость. Предел их прочности излишне возрастает, а смазочные свойства исчезают.

    Морозостойкость смазки для автомобиля – это ее способность восстанавливать каркас при сильном охлаждении и сохранять свою текучесть – не застывать. При еще большем снижении температур состав ведет себя двояко: или блокирует движение трущихся поверхностей, или (если приложить излишнее усилие) расслаивается и не поступает к месту контакта. 

  • Тиксотропность

    Это способность смазочного материала сохранять объемно-механические свойства после активной деформации. Из-за интенсивного воздействия многие смазки, которые используют в автомобилях, теряют свою прочность (разупрочняются). Какое-то время состав «отдыхает», и этот показатель постепенно повышается. Предел прочности не всегда дотягивает до начального значения, но может вырасти и больше – тогда наступает тикстропия (сгущение в состоянии покоя).

    На изменение характеристик смазки влияет не только интенсивность деформации, но и длительность воздействия. В зависимости от режима эксплуатации автомобиля ее структура может разрушаться от нескольких часов до месяцев. Специалисты не рекомендуют пользоваться механически нестабильным смазочным составом при недостаточной герметизации узлов.

  • Физико-химическая устойчивость

    Состав и качества пластичных смазок могут изменяться из-за испарения, окисления (химическая нестабильность) или спонтанного выделения дисперсной фазы (физическая неустойчивость).

  • Водостойкость

    Влагоустойчивые смазки для автомобиля не реагируют на воду (не растворяются, не впитывают, не смываются). Но главное – они не пропускают влагу к трущимся поверхностям благодаря водоотталкивающим свойствам. 

  • Адгезия (сцепление с поверхностью)

    Одна из главных характеристик пластичных смазок, которая показывает степень их прилипания к деталям и узлам автомобиля. Смазочный материал с высокой адгезией сложно удалить с поверхности пар трения.

  • Противозадирные свойства

    Этот параметр показывает, насколько смазка может защитить поверхность трущихся деталей от заеданий и задиров при слабых механических нагрузках.

  • Противоизносные свойства

    Это способность смазочных материалов уменьшать стирание контактирующих деталей автомобиля при небольших удельных нагрузках. Не каждая смазка с высокой устойчивостью к износу способна противостоять задирам. И это объяснимо: противоизносные свойства обусловлены дисперсионной средой, противозадирные зависят от состава смазки, а именно наличия присадки.

  • Антикоррозийные свойства

    Смазочные составы не вызывают коррозии на металлических поверхностях пар трения автомобиля. Их действие направлено на защиту деталей от коррозионного влияния внешней среды (консервационные свойства).

Таблица 2

Смазки Диапазон рабочих температур, °С Дополнительные требования
EFELE MG-213 -30…+160 устойчивость к смыванию водой, влажная среда, высокие антикоррозионные свойства, длительное смазывание
EFELE MG-221 -30…+150 устойчивость к смыванию водой, влажная среда, ударные нагрузки, отличные противоизносные свойства, высокие антикоррозионные свойства
EFELE SG-301 -40…+160 устойчивость к смыванию водой, высокие нагрузки, влажная среда, коррозия, высокая адгезия, пищевой допуск
EFELE SG-321 -55…+150 устойчивость к смыванию водой, высокие нагрузки, совместимость с пластмассами и эластомерами, высокие антикоррозионные свойства
EFELE SG-391 -40…+160 устойчивость к смыванию водой, влажная среда, высокие нагрузки, длительное смазывание, пищевой допуск
EFELE SG-392 +45…-170 устойчивость к смыванию водой и моющими средствами, высокие нагрузки, влажная среда, высокие антикоррозионные свойства, хорошие противоизносные свойства,длительное смазывание, пищевой допуск
EFELE SG-394 -20…+260 запыленная среда, вакуум, химически агрессивная среда, пищевой допуск, совместимость с пластмассами и эластомерами, высокие антикоррозионные свойства, длительное смазывание
Molykote 41 -18…+288 влажная среда (применяется только при низких скоростях, DN ≤ 75 000 мм·об/мин)
Molykote HP-300 -65…+250 высокие нагрузки, химически агрессивная среда, вакуум, пищевой допуск, низкое испарение
Molykote HP-870 -20…+250 экстремально высокие нагрузки, химически агрессивная среда, влажная среда, пыльная среда, вакуум, низкое испарение
Molykote 3451 -40…+232 высокие нагрузки, химически агрессивная среда, влажная среда, устойчивость к смыванию водой
Molykote 3452 -31…+232 высокие нагрузки, химически агрессивная среда, влажная среда, вакуум, устойчивость к смыванию водой, низкое испарение (применяется только при низких скоростях, DN ≤ 75000 мм·об/мин)
Molykote 7348 -20…+230 влажная среда, низкое испарение
Molykote 33 Light,  Molykote 33 Medium -73…+204 влажная среда
Molykote 44 Light,Molykote 44 Medium -40…+204 влажная среда, устойчивость к смыванию водой, низкое испарение
Molykote 1292 -40…+200 высокие нагрузки,  химически агрессивная среда, влажная среда, устойчивость к смыванию водой
Molykote G-5032 -40…+200 влажная среда, пищевой допуск, устойчивость к смыванию водой, низкое испарение
Molykote 7514 -40…+180 отличные противоизносные свойства
Molykote BG-20 -45…+180 повышенные нагрузки, высокие скорости, влажная среда, устойчивость к смыванию водой, низкое испарение
Molykote G-4700 -40…+170 высокие нагрузки, повышенные скорости, влажная среда, устойчивость к смыванию водой, отличные противоизносные свойства
Molykote FB-180 -30…+160 повышенные нагрузки, влажная среда, устойчивость к смыванию водой, низкое испарение
Molykote G-0050 FM, Molykote G-0051 FM -17…+150 высокие нагрузки, влажная среда, пищевой допуск, устойчивость к смыванию водой
Molykote G-0052 FM -12 …+150 высокие нагрузки, влажная среда, пищевой допуск, устойчивость к смыванию водой
Molykote G-4500,Molykote G-4501
 
-40…+150 высокие нагрузки, повышенные скорости, влажная среда, пищевой допуск, устойчивость к смыванию водой
Molykote BG-555 -40…+150 высокие скорости, влажная среда, устойчивость к смыванию водой
Molykote 1122 +10…+160 повышенные нагрузки, влажная среда, высокая адгезия, устойчивость к смыванию водой

Состав термостойкой смазки

Фактически, каждая смазка, имеющая пластичность представляет собой смесь жидкой основы и твердых загустителей с мелкой дисперсией. Последний компонент должен быть высококачественным, поскольку его доля в составе не должна превышать 10-15% от общей массы.

Если говорить о стандартном составе высокотемпературной смазки, то в него входят:

  1. Основа (70-90%)– жидкая масса, включающая нефтяное или синтетическое масло, получаемое в ходе стандартной обработки. Органическая основа подходит для продукции, которая в дальнейшем будет использоваться в узлах с минимальной загруженностью. Синтетики используются для более жестких условий эксплуатации.
  2. Загуститель (10-15%) – добавляется в основу, чтобы получить массу нужной консистенции. Используется мыло или твердые углеводороды, а также, полимеры и карбамиды.
  3. Присадки (10-20%) – дополнительные добавки позволяющие улучшить свойства итогового продукта. Используются, такие как тальк, графит, слюда, медный порошок.

Основа смазки

Нефтяные, или пластичные термостойкие смазки производятся на основе остаточной переработки нефти, эта основа наиболее распространена так – как имеет самую низкую себестоимость.

Синтетические термостойкие смазки. Производятся химическим способом и составляются из нескольких компонентов. Химическое производство более дорогое, чем из нефти, но и значительно качественнее. Синтетическая основа обладает более узкой специализацией и предназначена для определенных целей и материалов. Синтетика более подходит для подшипников скольжения, керамических, высоко оборотистых узлов.

Жировые смазки имеют в своём компоненте животный жир, обладают широким диапазоном и хорошими смазывающими свойствами. Но применяется относительно редко – это связано со спецификой производства.

Порошковые смазки изготавливаются на основе порошка графита или дисульфид молибдена (MoS2). Графитовый порошок как смазка применяется для любых поверхностей в том числе и металлических, работающих в несложных условиях, а также как составной компонент.

Состав твердых технологических смазок – изобретение в 20 века, является продуктом нанотехнологий. Одним из основных компонентов – дисульфид молибдена, который водится как наполнитель в нефтяной церезин или парафиновую кислоту. Защитная плёнка создаваемый таким компонентом получается очень прочной и практически не поддается окислению, а температурный диапазон составляет от -180 до +1800°С.

Состав основы с определенными термическими свойствами получается добавлением в нее загустителей и определённых компонентов, зачастую которые держится в секрете.

Оправдано ли использование в ступичных подшипниках низкотемпературных смазок

Многие автовладельцы, а также работники автосервисов, смазывают ступичные подшипники Литолом, Солидолом или графитной смазкой. По их словам, даже эти вещества обеспечивают надежное смазывание подшипника в обычных условиях. Отчасти это так, но только при соблюдении двух условий:

  • правильной регулировке подшипника;
  • скорости движения до 90 километров в час.

Эти требования возникли из-за того, что ступичный подшипник работает в очень тяжелых условиях – помимо трения качения на него воздействую вибрации подвески и небольшой люфт. Если затянуть ступичную гайку слишком сильно, то люфт исчезнет, но резко возрастет сопротивление вращению. Поэтому низкотемпературные смазки применяют лишь на тех автомобилях, которые не ездят быстрей 90 километров в час. Из-за этого нежелательно использовать низкотемпературные смазки в любых легковых автомобилях, хотя, они вполне применимы в погрузчиках и грузовиках.

Смазки с пищевым допуском(USDA H1)(пищевые смазки) Molyduval

Soraja B 282 (Сорая Б282)  
Техническое описание(.doc)Пищевой сертификат NSF(.pdf)                        Лист безопасности(MSDS, .doc)

    Смазка на парафиновых маслах для подшипников оборудования пищевой промышленности, кранов, заслонок, прилавков. Устойчива к холодной и горячей воде, кислотам, алкоголю. Используется как пищевая смазка для кофемашин, а также как универсальная смазка, имеющая допуск для случайного контакта с продуктами. Стабильна в диапазоне температур от — 30oС до + 120oС (кратковременно до +150oС). Туба 400 г, в упаковке 10 туб, также в ведрах 18 кг 

Soraja T2 (Сорайя Т2)

Смазка на парафиновых маслах с добавкой тефлона для пищевой промышленности. Используется для подшипников качения/скольжения, направляющих, цепей. Обладает свойствами Soraja B282, а также, благодаря наличию микрогранул PTFE, уменьшает трение, предотвращает заедание, позволяет смазке работать как сухой при превышении максимальной рабочей температуры. Стабильна в диапазоне температур от — 30oС до + 130oС. Цвет – белый. Туба 400 г, в упаковке 10 туб.

Soraja MP (Сорая МП)
Техническое описание(.doc)Пищевой сертификат NSF(.pdf)                        Лист безопасности(MSDS, .doc)

Сборочная паста на основе синтетических масел для смазки при экстремальных нагрузках в пищевой промышленности(высокое давление, высокие температуры). Также используется в качестве монтажной и многоцелевой пасты. Используется на резьбовых соединениях, зубчатых колесах, цепях, в подшипниках тележек… Рабочие температуры -30oС до + 1160oС. Банка — 500 г, в упаковке 6 шт.  

Sekorex Non-Tox spray (Аэрозоль Секорекс Нон-Токс)

Синтетическая смазка(аэрозоль) с пищевым допуском для приводных цепей, работающих в экстремальных условиях, при больших скоростях. Обладает отличными смазочными свойствами, устойчива при высоких температурах и давлении. Пригодна для работы в диапазоне температур от — 30oС до + 200oС, например, для смазки приводных цепей жаровых печей. Баллончик — 400 мл, в упаковке 12 шт.

Sekorex Non-Tox 32/Non Tox 320 (Секорекс Нон-токс 32/Нон-токс 320)  

  Cинтетическое масло c пищевым допуском для приводных цепей. Стабильно при высоких температурах, обладает высокой липкостью, допускает смешивание с минеральными маслами. Также используется в роликовых подшипниках и подшипниках скольжения в пищевом/фармацевтическом производстве. Пригодно для работы в диапазоне температур от — 50oС до + 180oС(ISO-VG 32), — 25oС до + 250oС(ISO-VG 320), например, для смазки приводных цепей жаровых печей. Канистра 5 л, в упаковке 4 канистры

Silikon Spray (Аэрозоль Силикон)

Смазка и разделительное средство для каучуков(резиновых изделий), пластмасс и смол. Применяется при холодном и горячем формовании, придает поверхности блеск, не содержит растворителей. Может использоваться при температурах от — 40oС до + 200oС. Баллончик — 400 мл, в упаковке 12 шт.

Siligra Gl (Гель Силигра) Смазка силиконовая консистентная

Консистентная смазка высшего качества на силиконовой основе с отличными изоляционными свойствами. Обеспечивает работу в широком диапазоне температур, стойкость к действию влаги и устойчивость к коррозии. Для всех отраслей пищевой промышленности: хлебной, пивоваренной, молочной, мясоперерабатывающей и др. Также подходит для сборки/герметизации уплотнительных колец, используется в качестве отделяющего средства при сварке. Рабочие температуры -40oС до + 220oС. Банка — 1 кг, в упаковке 6 шт.

Silikonol D 350 (Силиконовое масло)
  Смазочное и отталкивающее средство для резины и пластмассы, смазки режущих инструментов. Применяется при холодном и горячем формовании, не оставляет осадка, обладает хорошей противокоррозийной защитой. Диапазон температур от -40oС до +200oС. Канистра 5 л, в упаковке 4 канистры, также есть в мелкой таре

Syntholube A46 LM /А220 LM (Синтолюбе А46 ЛМ/А220 ЛМ)

Синтетическая смазочная жидкость с пищевым допуском, предназначенная для зубчатых передач, компрессоров и гидравлических систем. Также используется для подшипников качения и скольжения в вентиляторах, печах, двигателях и т.д. Длительный срок службы, хорошая совместимость с синтетическими и минеральными маслами. Температуры от -40oC до +120oC (Syntholube A46), -30oC до +250oC (Syntholube A220). Канистра 5 л, в упаковке 4 канистры

Soraja SD (Сорая СД)

Специальное масло для смазки и очистки цепей, подшипников, поверхностей скольжения и др. механизмов, предназначенное для пищевой, кондитерской и сахароперерабатывающей отраслей. Растворяет затвердевший, закоксованный и расплавленный сахар, защищает от коррозии. Температуры от 0oС до +70oС.  Канистра 5 л, в упаковке 4 канистры

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации