Андрей Смирнов
Время чтения: ~16 мин.
Просмотров: 35

Зазор между электродами свечей зажигания и его регулировка

Каковы допустимые нормы?

Зазором свечей зажигания принято называть величину промежутка между верхним и нижним электродом. Этот параметр определяется маркой автомобиля и техническими характеристиками мотора. Найти рекомендованный производителем машины промежуток между электродами можно в инструкции по эксплуатации транспортного средства. При отсутствии такой документации отыскать интересующую информацию возможно в интернете.

Какой должен быть промежуток между контактами? Система зажигания машины влияет на величину указанного параметра таким образом:

  • нормой считается размер 0,5-0,6 мм в карбюраторных автомобилях, оснащенных трамблером;
  • допускается размерность 0,7-0,8 мм в карбюраторных автомобилях, имеющих электронное зажигание;
  • расстояние в пределах нормы для инжекторных машин равно 1-1,3 мм.

Разница в рекомендованных размерах обусловлена электрической цепью и системой зажигания. Наименьшее напряжение имеют карбюраторные авто, для их нормальной работы нужна более слабая искра, следовательно, промежуток самый маленький. Для инжекторных машин зазор увеличивается, так как напряжение в системе очень высокое.

Рассмотрим два варианта неправильного свечного зазора:

  • очень маленький;
  • чересчур большой.

В первом случае из-за недостаточного расстояния между электродами возникнут пробои в системе зажигания. Свечная искра будет слишком маленькой для нормального возгорания горючей смеси. При этом автомобиль не будет набирать обороты, при движении начнет дергаться. В случае с карбюраторными авто возможна заливка свечей из-за недостаточного зазора, двигатель начнет троить.

Слишком маленьким свечным зазором считается расстояние в пределах 0,1-0,4 мм. Учтите: существуют модификации движков, для которых целенаправленно применяются свечи с очень маленьким промежутком между электродами — это позволяет приспособить систему зажигания к возросшей мощности силового агрегата. Принцип следующий: с увеличение мощности промежуток между контактами уменьшается.

Во втором варианте прослеживается снижение искры проходящей между контактами. Она может быть даже недостаточной для возгорания топливной смеси. В связи с этим наблюдаются пробои изолятора нижнего контакта.

Увеличенный свечной зазор возникает, если свечи изношены: материал, из которого изготовлены контакты, при большом количестве пробега выгорает. Нижний электрод при этом проседает вниз, а верхний утрачивает свою изначальную прямоугольную форму, в сечении он становится похожим на овал.

Обратите внимание: возможно образование нагара на свечах, мешающего прохождению искры. В связи с этим с увеличением пробега авто нужно выполнять чистку либо замену свечей

Слишком большим считается промежуток между контактами более 1,3 мм.

Конструкция и особенности применения свечей зажигания для автомобилей ВАЗ

Устройство свечи зажигания для ВАЗ 2114Свечи зажигания на ВАЗ 2114 в конструктивном плане ничем не отличаются от СЗ применяемых в системах зажигания других автомобилей. Основными элементами этого устройства являются:

  • корпус выполненный из металла, с внешней стороны на нем сделана шестигранная головка под свечной ключ и резьбовая часть, для закручивания в корпус ГБЦ, эта часть воспринимает 67 процентов тепла выделяемого при срабатывании свечи и отдает 91 процент этого тепла на корпус головки блока;
  • изолятор, сделанный из корундовой керамики с добавлением оксида алюминия, а также оксидов других редких металлов. Он вставлен в металлический корпус;
  • тепловой конус, часто его называют юбкой теплового конуса. Фактически это нижняя часть изолятора, она воспринимает 21 процент тепла выделяемого в момент искрообразования;
  • в верхней части изолятора крепится штекерная головка, внутри него контактный стержень, сопряженный с головкой, а в нижней части — центральный электрод;
  • на нижней части корпуса свечи имеется боковой электрод, который расположен над выступающей частью электрода центрального, образуя зазор для образования искры;
  • упорная часть корпуса — плоская, для лучшей герметичности при установке на нее размещают уплотнительную шайбу;
  • для образования прочности и герметичности соединений внутри конструкции имеются кольцевые уплотнители и теплопроводящий стеклогер-метик;
  • для борьбы с радиопомехами возникающими при искрообразовании между контактной головкой и центральным электродом может быть установлен помехоподавительный резистор.

Все составные элементы свечи на ВАЗ 2114 играют важную роль, однако особое внимание уделяется центральному электроду. Он должен обладать такими свойствами как — жаростойкость, высокая теплопроводность, пластичность и иметь высокую коррозийную эрозионную стойкость

Для этого его обычно изготавливают из различных никелевых сплавов. Однако в последние годы для улучшения КПД свечи и получения каких-либо уникальных свойств при ее работе этот электрод стали выпускать из таких металлов как медь, иридий, палладий, а также с платиновым наплавлением и с серебряным или золотым покрытием.

Увеличенное расстояние между электродами

Опасность здесь кроется в возможном пробое изолятора свечи или даже катушки зажигания, последствия этого весьма неприятны и затратны. Это происходит из-за того, что ток идет по пути наименьшего сопротивления.

Даже если пробоя не произойдет, то, скорее всего, увеличенный зазор не даст возможности для образования дуги тока, так называемой искры. Отсутствие искры приведет к тому, что рабочая смесь в цилиндре не будет воспламеняться и соответственно этот цилиндр работать не будет. В таких случаях говорят, что двигатель «троит», то есть работают 3 цилиндра из 4-х. Также признаком большего, чем это необходимо зазора, являются хлопки, доносящиеся из выпускной системы.

Увеличение зазора не следует относить к каким-либо неисправностям – это вполне естественный процесс, который происходит со временем, так как электроды постепенно обгорают. Поэтому желательно при проведении ТО (через 10000–15000 км.) проверять свечи и при необходимости проводить регулировку, хотя официальный дилер скорее всего не будет “заморачиваться” на эти тему и просто предложит замену.

Уменьшенное расстояние между электродами

Если этот параметр меньше рекомендованного для данного типа силового агрегата, то электрическая дуга (искра) будет хорошей, но короткой. При такой ситуации вероятнее всего короткой дуги не хватит для воспламенения топливо-воздушной смеси в цилиндре.

Раз смесь не загорелась, значит, она может залить электроды свечи. Последствием этого будет выключение из работы этого цилиндра, то есть двигатель начнет «троить». При значительно меньшем, чем это рекомендовано, зазоре может произойти следующее: при работе ДВС на высоких оборотах, мощная, но короткая электрическая дуга, не будет успевать размыкаться – будет непрерывная искра. Печальным последствием этого может быть замыкание катушки зажигания.

Опасность неправильной установки зазорного расстояния

Возможны две ситуации некорректной регулировки межэлектродного расстояния, которые могут привести в различного рода проблемам:

  1. Увеличенное расстояние. Может спровоцировать пробой катушки или изоляции. Пробой может повредить элементы автомобиля и привести к их поломкам. Кроме того, возникает обрыв искры из-за недостаточного количества энергии. В результате возможно появление хлопков при выхлопе.
  2. Уменьшенное расстояние. Искра при этом становится короткой и отличается высокой мощностью. Также увеличивается вероятность поджога дуги. Искре не хватает времени для разрыва, из-за чего формируется поток плазмы постоянного характера. Это может спровоцировать короткое замыкание, и как результат — сгорание катушки. Стабильность работы двигателя нарушается, он может заглохнуть в любой момент времени.

Как проверить и отрегулировать свечной зазор?

Узнать есть ли необходимость регулировки свечного зазора можно измерив расстояние между электродами и сравнив его с рекомендованными в инструкции к авто параметрами. Для проведения замеров используют специальные щупы, их приобретают в автомагазинах. Различают следующие типы измерительных щупов:

Монетообразный измеритель.

  1. Монетообразный. Его стоимость самая маленькая. Используют его следующим образом: ободок диска измеряющего устройства просовывают между электродами свечи, затем диск поворачивают вокруг его оси, до тех пор, пока обод диска не застопорится между электродами. На диске присутствует специальная шкала, указывающая расстояние в определенной точке. Из недостатков этого устройства стоит выделить то, что в процессе проведения замеров можно нечаянно отогнуть контакты, увеличив при этом свечной зазор.

Плоский измерительный инструмент

  1. Плоский. Имеет множество пластин различной толщины, которые просовываются между электродами. Если пластина проходит свободно, значит зазор больше ее толщины. Пластина должна туго вставляться между электродами.

Монето – проволочный измеритель.

  1. Монето – проволочный. По внешнему виду схож с монетообразным с одним отличием: замеры производятся не с помощью корпуса устройства, а проволочками, размещенными на краю измерительного прибора. Указанные проволочки имеют различную толщину.

Необходимость регулировки свечного зазора определяется следующим образом, подберите щуп рекомендованной толщины для вашей модели авто, просуньте измерительную пластину, проволочку либо диск (в зависимости от типа измеряющего устройства) между электродами свечи зажигания. Посмотрите на результат измерений, возможны такие варианты:

  • измеритель не проходит в промежуток между контактами — зазор очень маленький;
  • измеритель проходит между электродами, не прикасаясь к ним — расстояние между контактами чересчур большое;
  • измерительный элемент входит плотно между контактами — зазор в пределах нормы, нет необходимости его регулировать.

Отрегулировать расстояние можно отогнув внешний электрод в направлении внутреннего контакта — это позволит уменьшить расстояние, либо немного выгнув внешний контакт наружу, если нужно увеличить зазор. После регулировки расстояние между электродами проверяется вновь. Уменьшить свечной зазор можно прижав свечу внешним контактом к плоской поверхности и немного надавив на свечу. Выполнять регулировку свечного зазора необходимо очень аккуратно: электроды выполнены с прочного материала, который рассчитан на определенные усилия. Если приложить большие нагрузки, можно сломать электрод, тогда придется приобрести новую свечу.

Рекомендуем посмотреть видео о том, как правильно отрегулировать зазор на свечах зажигания:

Замеры межэлектродного зазора

Учитывая то, на что влияет зазор в свечах зажигания, следует подумать о процессе замера. Для этого существуют специальные щупы, приобрести которые присутствуют на полках магазинов запчастей. Эти устройства классифицируются на три категории:

  •  Пластинчатой формы;
  •  В виде проволоки;
  •  В виде монеты.

Щуп пластинчатой формы схож с ножом. Имеющиеся пластины на поверхности устройства позволяют точно измерить величину расстояния. Проволочный и монетоподобный приборы имеют почти одинаковую конструкцию в форме круга. Проволочное устройство характеризуется наличием петель из проволоки с разной окружностью. Они служат для снятия размера зазора. Монетоподобный щуп оснащен ободком, слой которого различен применительно к определенной позиции. А также есть шкала для указания величины зазора.

Что бы определить величину расстояния между электродами при помощи монетообразного щупа, требуется следовать схеме:

 Удалить грязь и нагар с поверхности свечи;
 Поместить ободок щупа в межэлектродное пространство;
 Осуществить поворот прибора до периода контактного соединения;
 По шкале определить размер;
 Для увеличения просвета требуется провести отгиб бокового контакта посредством ободка;
 Для сжатия осторожно провести операцию подгибания контакта, применив силу давления.

При использовании проволочного щупа величина расстояния соответствует подходящей проволочной петле, располагаемой в межэлектродном пространстве. Толщина петли является показателем длины между контактами. На приборе имеются фигурные пластинки для увеличения зазора.

Пластинчатый щуп позволяет легко и просто замерять требуемую величину, используя пластины разной толщины. Они помещаются в пространство между контактами. Регулировка зазора свечей зажигания проводится путем самого устройства.

Если не удается отрегулировать расстояние с помощью прибора, можно применить плоскогубцы и плоскую отвертку. Плоскогубцами можно стучать несильно, чтобы уменьшить промежуток. Если требуется отогнуть боковой элемент, то это можно сделать плоской отверткой.

Свечи зажигания

Регулировка зазора

Для проведения этой операции понадобится следующий инструменты:

  • свечной ключ;
  • набор щупов;
  • плоская отвертка.

Выверните свечи зажигания из головки блока. Снимая с них колпачки проводов высокого напряжения, не тяните за провод, иначе вы его повредите. Особенно это касается силиконовых проводов. Если на изоляторах много нагара, почистите их пескоструйкой. Ни в коем случаи нельзя чистить их металлической щеткой, так как металл мягче керамики изолятора и оставит на ней следы по которым в процессе работы зажигания произойдет электрический пробой и свеча придет в негодность. Исходя из типа системы зажигания на вашем авто, выберите щуп нужной толщины. Он должен перемещаться между электродами с легким защемлением. Добиваются этого подгибанием бокового электрода при помощи плоской отвертки.

Очистка

Если свечи загрязнились, тогда вовсе не обязательно их тут же менять на новые элементы системы зажигания, воспламенения топливной смеси в камере сгорания ВАЗ 2110. Обычная чистка позволит быстро устранить загрязнения и вернуть свечкам прежнюю функциональность.

Существует несколько распространенных способов очистки, которые могут применяться на СТО и в гаражных условиях своими руками.

Вне зависимости от выбранного метода, рекомендуем соблюдать общие принципы работы в процессе очищения элементов системы зажигания.

  1. Оберегайте покрытие свечек от истирания, не используйте грубую наждачную бумагу и прочих подобные абразивы.
  2. Не поддавайте свечку воздействиям высокой температуры. Накаливать их над огнем с целью очистки не стоит. Некоторые почему-то так поступают.
  3. Проверьте свечку на сопротивление, используя мегометр. Если на второй шкале + бесконечность не показывает, тогда свечу придется менять. Чистка бесполезна. При значении 1000 также лучше не пытаться реанимировать элемент.

Теперь поговорим непосредственно о методах очистки.


Очистка до и после

Образование нагара и заливка потребует не просто извлечь и просушить свечки, но также тщательно почистить.

  • Один из популярных методов — это снятие нагара металлической щеткой с мелкими ворсинками;
  • Другой вариант — обработка керосином, который довольно эффективно снимает нагар;
  • Еще один метод предполагает применение пескоструя. Эффективность такого подхода кратковременная, потому вскоре придется вновь извлекать свечи и чистить;
  • Применять химические преобразователи также многие приловчились. Для этого свечи помещают в раствор, дают полежать около часа, после чего очищают спичками, зубочистками, чтобы снять нагар, промывают водой и высушивают;
  • Чтобы не покупать специализированные средства, можно воспользоваться ацетоном по тому же принципу очистки;
  • Наши деды чистили свечи уксусом. Для этого вам потребуется на час опустить их в уксус, после чего добавить буквально 5 капель электролита;
  • Есть метод очистки ультразвуком, но здесь потребуется специализированное оборудование.

Не получив желаемого результата, придется менять свечки. Но прежде их необходимо выбрать.

Зачем необходим зазор между электродами

Залогом стабильной работы двигателя является исправное состояние свечей зажигания, то есть отсутствие нагара на электродах и правильный зазор между ними. Вот мы вплотную подошли к этому термину.

Зазор – это расстояние между центральным и боковым или боковыми (если их несколько) электродами свечи.

Центральный – это плюсовой электрод, на него подается ток высокого напряжения от катушки зажигания. Боковой электрод, соответственно минусовой. Искра или дуговой разряд проходит между двумя электродами, а возникает она в момент подачи электрического импульса от катушки зажигания. Её характеристики в первую очередь и будут зависеть от зазора на свече. Именно искра осуществляет воспламенение рабочей смеси в цилиндре. Не будет искры – не будет и сгорания топлива, а соответственно никакой полезной работы двигателя, тоже.

Какой зазор необходим для двигателя Вашего автомобиля можно посмотреть в руководстве по эксплуатации. Или пойти обратным путем, в автомагазине, если Вы возьмёте коробку со свечами зажигания, там обязательно будет указан список марок и моделей автомобилей с указанием двигателей, на которые можно её установить.

Сам неоднократно видел, что автолюбители просто приходят в магазин и просят продавца подобрать свечи на определённый авто, то есть не заморачиваются, а отдают подбор на откуп продавцу. А если он ошибется… В автосервисе, тоже не будут париться поставят Вам то, что вы привезли. В итоге получаем, что новые свечи поставлены на машину, а двигатель работает еще хуже, чем со старым комплектом. Поэтому рекомендую самому подобрать свечи, хотя бы по такому параметру как зазор, тем более, где его найти я писал абзацем выше.

https://youtube.com/watch?v=ruhCeEBzcHk

Существуют интервалы значений зазоров для двигателей с различными типами системы питания и зажигания, например:

  • карбюраторные двигатели (ВАЗ, ГАЗ и др.) с прерывателем – распределителем в системе зажигания (если по колхозному то трамблер): 0,5–0,6 мм.
  • карбюраторные двигатели с электронным зажиганием: 0,7–0,8 мм.
  • инжекторные двигатели: 1,0–1,3 мм.

Диагностика двигателя по нагару на изоляторах

Пользуясь случаем, рассмотрите изоляторы свечей их вид может о многом рассказать нужно только понять что он говорит. Ведь этот элемент системы зажигания работает в камере сгорания цилиндра и все процессы, проходящие там, отражаются на ее состоянии и внешнем виде. Не будет преувеличением сказать, что она по совместительству является диагностическим зондом, встроенным в сердце двигателя.

  • Изоляторы свечей исправно, работающего двигателя должны быть светло-коричневого цвета и не должны иметь отложений сажи и сгоревшего масла. Если изолятор свечи и центральный электрод покрыты бархатистым черным налетом, то это говорит либо о неисправностях в системе зажигания или о неправильной регулировке системы готовящей топливо-воздушную смесь, а если двигатель инжекторный, то возможен выход из строя одного из датчиков этой системы.
  • Цвет изолятора от светло-серого до белого без нагара говорит о чрезмерно бедной смеси.
  • Кирпично-красный цвет изолятора сообщает об отложениях на нем тетраэтилсвинца и о том, что эту свечу без чистки в скором времени ждет электрический пробой изолятора и выход из строя.
  • Следы масла на свече, как можно догадаться, свидетельствуют о повышенном расходе масла. Чтобы определить его причину, понаблюдайте за выхлопом сразу после пуска двигателя. Если будет синее облачко дыма с запахом горелого масла, то это говорит о том что за время стоянки автомобиля в камеры сгорания через сальники клапанов набралось масло. Значит, пришло время поменять колпачки. Если же дым весь будет синий от пуска двигателя и дальше, то причина расхода масла скорее всего, износ поршневых колец.
  • Толстый белый рыхлый налет на свече появляется когда в камеру сгорания попадает тосол это бывает при дефектах прокладки между головкой и блоком цилиндров или при температурной деформации головки блока. При работе двигателя с такой неисправностью в расширительном бачке наблюдаются пузырьки выхлопных газов, проходящих в систему охлаждения через тот же дефект. Выхлоп при такой неисправности частично состоит из паров охлаждающий жидкости.

Другие неполадки при работе свечей и их диагностика

Очень частой проблемой, которая встречается даже на новых свечах, является их «заливание». Оно может быть как масляное, так и топливное. Причин у этого явления может быть целое множество — начиная с холодного времени года и неправильного зазора в самих свечах и заканчивая износом двигателя

Именно поэтому следует уделить особое внимание на заливание свечей и провести своевременный поиск неисправностей


Нагар на свече ваз 2114

Но что делать с самой испорченной свечой? Безусловно — очищать. Но не так, как это выполняет большинство автомобилистов. Первое, что никогда не следует делать — это очищать ее шкуркой (особенно с крупнозернистым абразивом). Свеча хоть и начнет работать, но износится быстрее положенного срока.

Второй, тоже популярный, и тоже мало пригодный способ — прокаливание на газу (на конфорке плиты или при помощи горелки). Несмотря на то, что свеча быстро придет в рабочее состояние, износ ее будет еще больше, чем при использовании шкурки.


Очищенная и неочищенная свечи

Очищать же залитую свечу следует только следующими, безопасными для нее, способами:

  • сильными растворителями (керосином или ацетоном);
  • стальной или (лучше) латунной щеткой с мягкими ворсинками;
  • слабым раствором уксуса или электролита (поместить свечу в него на час, после чего промыть раствором соды или большим количеством воды, затем просушить);
  • преобразователем ржавчины (замочить свечу на короткое время, после чего счистить нагар деревянной палочкой. По окончании процедуры промыть водой и просушить);
  • устройством для ультразвуковой очистки (правда, последнее встречается в основном в автомастерских и простым автолюбителям малодоступно).

Используя указанные выше способы, вы не только быстро очистите залитую свечу, но и сохраните ее работоспособность на долгое время.

Выбор

Выбор свечей сегодня достаточно обширный. Но мы поговорим о том, какие применяются для ВАЗ 2110 и что на данный момент можно считать лучшим выбором для вашего авто.

Отличаются свечи между собой преимущественно материалом, из которого изготовлены электроды.

Тип свечей Особенности
Медные Это классические свечи для ВАЗ, устанавливаемые заводом. Эксплуатационный срок составляет до 50 тысяч километров. Некоторые из них покрывают сплавом иттрия, чтобы повысить уровень надежности работы электрода
Платиновые Характеризуются повышенной устойчивостью к температурным колебаниям и воздействию коррозии, что положительно влияет на срок службы элементов. Способны такие элементы работать до 90 тысяч километров
Иридиевые Характеристики во многом близки к платиновым свечкам, сегодня считаются наиболее долговечными и качественными. Запас прочности — порядка 90-100 тысяч километров

Эксплуатационный срок может увеличиваться или уменьшаться, в зависимости от ухода, условий использования автомобиля, а также качества заливаемого топлива.


Платиновая свечка

Промежуток между свечными контактами на газовых автомобилях

При установке ГБО необходимо учитывать: ездить на свечах, предназначенных для бензина, не получится:

  • воспламенение газо — воздушной смеси происходит медленнее, чем бензино — воздушной, следовательно, искра для возгорания должна быть мощнее;
  • при возгорании газо — воздушной смеси температура больше в несколько раз, поэтому некоторые элементы стандартных бензиновых свечей могут попросту расплавиться, свечу начнет пробивать, возникнет эффект калильного зажигания;
  • электрическое сопротивление газо — воздушной смеси большое, для пробоя искрового зазора необходимо напряжение 7 тыс. В, то есть на катушку увеличивается нагрузка, если не поставить свечи, рассчитанные на газ, можно сломать катушку.

Конструктивно свечи зажигания для газа отличаются от свечей, работающих на бензине. Они имеют меньший искровой зазор, для снижения нагрузки на катушку, при этом калильное число у них больше, то есть они должны быть «холодными».

Признаки неисправности

Если свечи выйдут из строя, искры не будет. Следовательно, воспламеняться топливная смесь не сможет, двигатель замрет, и не будет подавать признаков жизни.

Есть несколько характерных признаков, которые могут указывать на плохую работу свечей зажигания.

  • Ухудшается процедура запуска двигателя. Стартер крутит, но сам мотор не отвечает;
  • Повышается расход топлива;
  • Увеличивается выброс СО;
  • На холостом ходу и во время движения двигатель начинает дергать машину;
  • Падают динамические показатели автомобиля, не удается поднять обороты до нужного максимума, заметно снижается мощность мотора и пр.

Но все это косвенные причины, поскольку прямо они не указывают на факт выхода из строя свечек. Убедиться в их неисправности можно только путем проверки.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации