Андрей Смирнов
Время чтения: ~8 мин.
Просмотров: 0

Смазка для ступичных подшипников

Легендарные смазки из СССР: Смазка 158

Во времена СССР смазка 158 была символом качества и надежности. Впервые ее начали применять в 1971 году, закладывая в крестовины карданного вала ВАЗ 2101. Автолюбителям она запомнилась синим цветом и многолетним сроком службы. Но сохранилась ли высокая репутация смазки 158 сегодня или ее затмили современные аналоги? Попробуем разобраться.

Смазка 158 изготавливается на базе минерального нефтяного масла, загущенного литиево-калиевыми мылами. Она имеет достаточно мягкую пластичную консистенцию и характерный синий цвет.

Благодаря высоким противоизносным свойствам смазка 158 подходит для обслуживания высоконагруженных узлов трения автомобильной техники и промышленного оборудования:

  • Подшипников качения генераторов, стартеров и другого электрооборудования
  • Подшипников карданных шарниров неравных угловых скоростей
  • Ступичных и других среднескоростных подшипников
  • Очистителей ветровых стекол
  • Деталей электродвигателей
  • Узлов трения скольжения оборудования

Смазка 158, как и другие синие смазки, обладает высокой механической стабильностью и хорошими антиокислительными свойствами. Она прочно удерживается на поверхности трения, отлично смазывает ее и эффективно предотвращает износ.

При хранении в герметичной таре состав не расслаивается и сохраняет свои рабочие свойства в течение пяти лет.

Главный минус легендарной синей смазки – невысокая водостойкость и сравнительно узкий диапазон рабочих температур (от -30 до +110 °С). Это накладывает ограничения на ее применение в северных широтах и в узлах, не защищенных от попадания воды.

Сегодня смазка 158 выпускается различными производителями, поэтому набор ее компонентов может отличаться и совершенствоваться. Так, для придания «фирменного» цвета вместо фталоцианина меди используется индантрон, для повышения износостойкости вводятся дисульфид молибдена и различные присадки.

Справедливости ради, стоит отметить, что недобросовестные производители, пользуясь «авторитетом» синих смазок, выпускают их низкокачественные заменители. Вместо фталоцианина меди или индантрона используют дешевые синие красители

Именно поэтому так важно обращать внимание на бренд смазки – известные концерны не станут рисковать своей репутацией

Если ранее в качестве функциональных аналогов смазки 158 могли выступать только некоторые отечественные составы (158М, ШРУС, ШРУС-4М, ФИОЛ-2У), то сегодня у нее есть намного более эффективные «заменители» российского и зарубежного производства.

Рассмотрим некоторые из них подробнее.

EFELE MG-213

Универсальная пластичная смазка от российской компании «Эффективный Элемент». Изготовлена на базе литиевого комплекса и минерального масла, усилена противозадирными присадками.

Обеспечивает стабильную и длительную работу узлов трения при температурах до +160 °С, работает в условиях повышенных нагрузок, влажности и других негативных внешних воздействий. При всех своих достоинствах обладает демократичной ценой.

Mobilgrease XHP 222

Минеральная пластичная смазка для автомобильного и промышленного применения.

Чаще всего используется для ступичных подшипников, крестовин, шаровых соединений и других элементов шасси автомобилей. Имеет высокий (до 170 °С) предел рабочих температур.

Главным недостатком смазки является ее высокая стоимость.

Divinol Lithogrease 2 B

Пластичная смазка на основе литиевого комплекса для узлов электрооборудования и ступичных подшипников.

Применяется для подшипников качения и скольжения электродвигателей, генераторов, стартеров вентиляторов. Диапазон ее рабочих температур – -30. +150 °С.

Смазка выдерживает высокие нагрузки, однако стоит дорого, поэтому не всегда ее использование целесообразно.

Помимо трех представленных, существуют и другие смазочные материалы, которые по своим свойствам и предназначению близки к некогда популярной смазке 158. Однако в полной мере назвать их аналогами нельзя.

Современные синие смазки имеют усовершенствованный состав и не всегда дорого стоят. Просто выбирайте тот вариант, который подходит вам больше всего.

Для чего нужна смазка?

Основное предназначение высокоскоростных смазок для подшипников состоит в том, что данные средства препятствуют избыточному трению, а также перегреву рассматриваемой детали. В результате обеспечения такой защиты значительно отстраняется момент износа деталей, в результате которого они выходят из строя.

Вам будет интересно:»Хендай Санта Фе Классик»: тюнинг, аксессуары

Использовать рассматриваемый продукт можно в отношении высокоскоростных подшипников трения и качения, а также тех, которые направляют разные механизмы.

Делая общую характеристику смазок для высокоскоростных подшипников, надо отметить то, что все продукты из данной серии обладают оптимальной вязкостью базовой жидкости (150 cSt или 220 cSt). Принцип ее воздействия основывается на том, что при увеличении скорости вращения самого подшипника данный показатель начинает уменьшаться, в результате чего жидкость становится менее вязкой. Результатом всего этого является предотвращение значительного перегрева всего механизма и его вероятной поломки.

Вам будет интересно:»Нива Шевроле» — ремонт двигателя своими руками: рекомендации, этапы работ

В процессе своего воздействия смазки осуществляют целый ряд функций:

  • препятствуют попаданию пыли и мусора извне;
  • защищают металл от коррозии;
  • способствуют равномерному распределению температуры, образуемой в процессе трения;
  • охлаждение при наблюдении повышенной температуры.

При использовании смазок для высокоскоростных подшипников трение деталей между собой значительно снижается, благодаря чему обеспечивается более длительное использование запчасти. Также это позволяет предотвратить образование неприятного звука, который можно наблюдать в процессе езды.

Рейтинг лучших смазок для подшипников под общие нагрузки

Ступичная смазка выбирается исходя из следующих факторов:

  • характеристик;
  • химического состава;
  • рекомендаций заводов-изготовителей;
  • предпочтения автолюбителей.

Наибольшей популярностью пользуются:

  • Liqui Moly LM 50;
  • Step Up HIGH TEMPERATURE WHEEL BEARING LITHIUM GREASE;
  • Castrol LMX Li-Komplexfett;
  • МС-1000;
  • Литол-24.

Liqui Moly LM 50

Это — высокотемпературная смазка для подшипников ступиц, консистентная, универсальная, цвет — тёмно-синий. Используется как ступичная смазка для грузовиков, также применяется для сельскохозяйственной техники. Хорошо выдерживает ударные нагрузки, при сильном нагреве не вытекает и не плавится. Увеличивает срок службы ступичных узлов, содержит антизадирные компоненты.

Цена за 400 г на конец ноября 2019 составляет 750-800 руб.

Преимущества:

  1. хорошо держится при высоких температурах;
  2. снижает трение, увеличивает срок эксплуатации ступицы и её узлов;
  3. не допускает задиров;
  4. хорошо удерживается на трущихся поверхностях;
  5. не вымывается ни горячей, ни холодной водой;
  6. предотвращает вибрацию;
  7. устойчива к высокому давлению;
  8. имеет обширный температурный диапазон применения.

Недостатки

Про недостатки сведений не имеется.

Step Up HIGH TEMPERATURE WHEEL BEARING LITHIUM GREASE

Высокотемпературная смазка для подшипников на основе лития, подходит для всех типов. Продается в темно-зеленой банке. Характеризуется высокими антикоррозионными и антифрикционными свойствами.

Цена — от 700 руб.

Преимущества:

  1. отталкивает воду, не реагирует на неё;
  2. не теряет свойств при загрязнении;
  3. имеет уникальный химический состав, надёжно защищающий ступицу колеса и её узлы от коррозии и ржавчины;
  4. высокий диапазон температур;
  5. защищает от задиров;
  6. великолепно удерживается на узлах ступицы.

Недостатки

отсутствуют

Castrol LMX Li-Komplexfett

Пластичная смазка, содержащая литиевый загуститель, пакет присадок и минеральное масло. Имеет великолепные технические характеристики, благодаря которым используется при различных погодных условиях и температурах.

Данная смазка для ступиц имеет широкий спектр применения. Её используют при эксплуатации авто на высоких скоростях в течение длительного времени, а также при больших нагрузках на ступицу колёс.

Цена за тюбик 300 г — 591 руб.

Преимущества:

  1. имеет отличное сцепление с металлом;
  2. надёжно защищает от ржавчины и коррозии;
  3. водой не вымывается;
  4. повышает износостойкость;
  5. снижает механическое воздействие и давление на узлы и детали;
  6. стабильна при температурных перепадах и механическом воздействии;
  7. имеет долгий срок службы, что значительно снижает материальные затраты на обслуживание;
  8. не застывает, не отделяет масло;
  9. при необходимости можно смешивать с аналогами.

Недостатки

не обнаружено

МС-1000

Это — пластичная смазка для игольчатых подшипников на основе литиевого мыла. Увеличивает срок эксплуатации ступичных узлов, защищая от коррозии и восстанавливая поверхности трения. При нанесении средства, образуется защитная плёнка, предохраняющая от попадания воды. Смазка способна остановить процесс окисления на самых ранних этапах.

Цена — 330 руб за 400 грамм.

Преимущества:

  1. мс-1000 не вытекает;
  2. предотвращает попадание воды внутрь узла;
  3. защищает от ржавчины и коррозии;
  4. увеличивает срок службы ступицы;
  5. имеет химическую стабильность;
  6. высокий уровень термоокислительной стабильности;
  7. образует своеобразный защитный слой;
  8. выдерживает высокие нагрузки;
  9. восстанавливает изношенные поверхности;
  10. толерантна к перепаду температур.

Недостатки:

  • не подходит для высокооборотистых узлов трения;
  • вымывается водой.

Литол-24

Консистентная смазка для игольчатых подшипников, имеющая хорошие защитные свойства. Разработана специально для узлов трения. В состав входят литиевое мыло и минеральное масло. Благодаря минеральному маслу, на трущихся узлах образуется масляная плёнка, а загуститель (литиевое мыло) удерживает смазочное вещество внутри ступичного подшипника. Использование — универсальное.

Цена. На конец ноября 2019 года цена на смазочное средство составляет около 200 рублей за 800 грамм.

Преимущества:

  1. стабильна химически;
  2. характеризуется отличной коллоидной и механической стабильностью;
  3. хорошо держится на трущихся поверхностях и узлах;
  4. увеличивает срок эксплуатации подшипников ступицы;
  5. сохраняет свои свойства при перепаде температур.

Недостатки:

  • низкий индекс задира — всего 28 кгс;
  • низкие показатели по нагрузке сваривания;
  • посредственная защита от воздействия влаги.

Где применяется смазка 158?

Изначально этот тип консистентной смазки применялся исключительно в автотракторных парках многочисленных колхозов и строительно-монтажных управлений.

Причем смазывались только подшипники качения электрооборудования. Например, подшипники генераторов, в которые закладывалась сто пятьдесят восьмая, работали вместе с агрегатом до самого списания, без необходимости закладки нового состава. 

Электрические стартеры, в механизмах которых использовалась эта смазка, работали дольше, чем с иными маслами. Это говорит о высоком качестве продукта, разработанного в 60-х годах прошлого века.

После дополнительных испытаний, эту смазку стали применять в более нагруженных агрегатах. Например, в шарнирах неравных угловых скоростей.

Игольчатые подшипники этих механизмов достаточно сложно разбирались для профилактики и замены, поэтому требовалось «долгоиграющее» масло. 158-й состав идеально подходил для этой задачи.

Еще одна область применения – карданные передачи. Синяя смазка закладывается в подшипники крестовин, и обеспечивает не только малое трение, но и неплохую защиту от износа.

Единственное условие – двойная степень герметизации. Иначе смазка быстро растеряет свойства от смешивания с влагой и грязью.

Обратите внимание
В числе базовых преимуществ масла 158, значится водостойкость. Однако в карданной передаче интенсивность попадания посторонних компонентов настолько велика, что масло просто не выдерживает такой «атаки».. Кстати, о карданных валах

При покупке классики АвтоВАЗа, бытовало мнение: если на крестовинах были следы от синей смазки, узел считался практически вечным

Кстати, о карданных валах. При покупке классики АвтоВАЗа, бытовало мнение: если на крестовинах были следы от синей смазки, узел считался практически вечным.

А если кардан смазан обычной коричневой смазкой, срок его службы был недолог. Многие покупатели правдами и неправдами «доставали» этот волшебный состав, и закладывали его в крестовины самостоятельно, вытесняя другую смазку.

Требования к качеству

По сравнению с обычными смазочными маслами пластичные NLGI отличаются более длительным сроком службы в разного рода узлах и механизмах. Конечно же, производители, занимающиеся изготовлением таких материалов, при их выпуске обязаны соблюдать определенные требования. Иначе требуемый класс готовой продукции присвоен не будет. На выходе смазка должна полностью отвечать стандартам NLGI.

Материалы NLGI 2 должны удовлетворительно смазывать узлы и механизмы, в том числе и при высоких температурах. Высокие требования предъявляются и к их стойкости, степени испарения, окисления, изменению вязкости. Защищать подшипники и другие узлы от коррозии и износа такие средства должны максимально эффективно.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации